08.09.2011 Больше половины инвестиций в новые технологии должно поступать от бизнеса Главным показателем эффективности стратегии должен стать реальный спрос на российскую наукоёмкую продукцию, как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, комментируя «Стратегию инновационного развития России до 2020 года», которая рассматривалась вчера на заседании президиума Правительства РФ. «Это, по сути, базовый документ, так называемая дорожная карта, по которой мы должны будем двигаться, выстраивая приоритеты в инновационном развитии страны», - так охарактеризовал В.Путин документ, подготовленный Минэкономразвития РФ. Сегодня доля РФ на мировом рынке высокотехнологичной продукции ничтожно мала – 0,3%, при том, что в некоторых соседних государствах эта цифра в 10 раз выше, отметил премьер-министр. «Нужно ситуацию, конечно, менять, - считает он. - И менять её нужно не только за счёт наших традиционных отраслей, там, где мы традиционно сильны (это энергомашиностроение или вооружение), но и благодаря продвижению новых, перспективных направлений (фармацевтика, химия, биотехнологии, нанотехнологии)». Развитие этих секторов в свою очередь должно существенно увеличить долю инновационной продукции в промышленном производстве страны с нынешних 4,5–5% до 25–30% как минимум к 2020 году, заявил В.Путин. «Инновационный прорыв – это не отдельное, не разовое усилие. В высокотехнологичном секторе, безусловно, нужно постоянно подтверждать свою конкурентоспособность, из года в год доказывая право на лидерство», - подчеркнул премьер-министр. Программы инновационного развития должны опираться на прочную базу фундаментальных и прикладных исследований. «И если во втором случае здесь многое должен сделать бизнес, то, что касается фундаментальных исследований, конечно, это прежде всего забота государства, - цитирует слова В.Путина пресс-служба правительства. - Наша цель – сформировать сбалансированный и динамично развивающийся сектор исследований и разработок, в полной мере отвечающий вызовам сегодняшнего дня». По его словам, в ближайшие 10 лет потребуется более чем вдвое повысить уровень вложений в НИР и НИОКР – до 2,5–3% от ВВП страны. «Причём более половины этих инвестиций должно поступать из бизнеса», - отметил премьер-министр. Кроме того, заявил В.Путин, доля промышленных предприятий, внедряющих новые технологии на производстве, должна составить не менее 50%. Он подчеркнул, что речь идёт о тех предприятиях, которые вкладываются в качественное развитие «не от случая к случаю, а на постоянной основе». «У нас уже есть целые отрасли, которые переходят на новый технологический уклад. Пример – это металлургия. Такие процессы нужно, конечно, серьёзно подталкивать, поощрять», - считает премьер-министр. Он отметил, что требование модернизации в первую очередь относится к компаниям с госучастием. По словам премьер-министра, пример модернизации должны подавать сами органы власти. «Я имею в виду то, о чём мы уже неоднократно и много говорим в последнее время, – это электронные формы взаимодействия между собой, «электронное правительство», взаимодействие с людьми и так далее. Эта работа для всех органов власти и управления на ближайшие годы», - отметил он. Сегодня выход на новые рубежи – это базовое требование для всех направлений развития страны, в том числе для развития инфраструктуры, подчеркнул В.Путин. «В наших планах – в 2 раза увеличить объёмы дорожного строительства. Безусловно, речь здесь идёт не только о дополнительных километрах дорог, хотя и это крайне важно. Нам нужны современные стандарты безопасности, надёжности, долговечности автомобильных трасс, и для этого предстоит многое менять в принципах и логике отношений между заказчиками и дорожными строителями», - заявил премьер-министр. По его словам, одним из эффективных способов решения этой задачи должны стать так называемые комплексные контракты, закон о которых также рассматривался вчера на заседании президиума правительства. По этим контрактам подрядчик, прокладывая дорогу за счёт собственных и привлечённых средств, затем 10–30 лет должен отвечать за её состояние, а государство оплачивает его работу равными платежами в течение срока действия договора, пояснил В.Путин. «На сегодняшний день комплексные контракты в сфере дорожного строительства не предусмотрены законодательством. Я очень рассчитываю, что вносимые поправки позволят шире использовать механизмы государственно-частного партнёрства как при строительстве федеральных трасс, так и при обновлении региональной сети», - отметил премьер-министр. |