13.09.2011  ФАС доложит правительству о состоянии конкуренции в РФ

   Сегодня на заседании президиума Правительства РФ будет заслушан доклад руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева о состоянии конкуренции в Российской Федерации.
   Как сообщает пресс-служба правительства, данные, представленные в докладе ФАС России, свидетельствуют об увеличении числа хозяйствующих субъектов в экономике и, соответственно, о положительных тенденциях развития конкурентной среды.
   Так, по состоянию на начало 2010 г., общее количество предприятий и организаций выросло на 2,8% по сравнению с 2009 г. и составило 4,91 млн единиц.
   Наиболее значительный рост числа хозяйствующих субъектов наблюдается в управлении эксплуатацией жилого фонда (увеличение по сравнению с 2009 г. на 19,2%), операциях с недвижимым имуществом и аренде (7,6%), оптовой и розничной торговле, в том числе торговле автотранспортными средствами и их техническом обслуживании (7,1%), транспорте и связи (7,1%). Впервые с 2008 г. отмечено незначительное увеличение предприятий в сфере обрабатывающих производств (1,9%).
   Вместе с тем отмечается снижение числа предприятий в сферах сельского хозяйства (6,5%) и строительства (6,1%). Кроме того, при увеличении числа предприятий в сфере обрабатывающих производств (с 411 тыс. до 418,6 тыс.) наблюдается снижение их доли в общем количестве организаций. При этом наиболее интенсивно падает доля предприятий, осуществляющих производство машин, оборудования и пищевых продуктов.
   В течение 2 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной форм собственности (с 405 тыс. в 2008 г. до 383 тыс. в 2010 г.) с одновременным увеличением числа частных предприятий (с 3,855 млн до 4,128 млн соответственно), что оказывает положительное влияние на состояние конкуренции.
   Продолжает снижаться доля крупнейших компаний в экономике. Так, в 2005 г. 10% валового внутреннего продукта создавалось 10 компаниями, в 2007 г. - 16 компаниями, в 2008 г. - 25 хозяйствующими субъектами, а в 2009 г. - 32 крупнейшими компаниями.
   В докладе представлены данные социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения по результатам опроса хозяйствующих субъектов в 2010 г. Так, большинство предпринимателей выражает позитивные оценки состояния конкурентной среды: 43% респондентов оценивают состояние конкурентной среды как "скорее благополучное", 23% - как однозначно "благополучное". При этом следует обратить внимание на отсутствие существенных изменений в оценке предпринимателями состояния конкурентной среды за последние 3 года.
   В качестве наиболее значимых для экономики товарных рынков и рынков услуг, которые оцениваются в докладе как неконкурентные, можно выделить следующие: рынок услуг по предоставлению контейнеров и полувагонов для перевозок железнодорожным транспортом, рынок услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом, рынок электрической энергии (мощности), региональные рынки муки и других социально значимых продовольственных товаров.
   Рынок услуг по предоставлению контейнеров и полувагонов характеризуется высокой концентрацией. Условия обращения товаров на указанном рынке диктуются доминирующими на нем хозяйствующими субъектами – ОАО "РЖД" и ОАО "ТрансКонтейнер", в собственности которых находятся используемые для оказания соответствующих услуг здания и сооружения, грузоподъемная техника, контейнерные площадки и иные объекты. На рынке имеются экономические и технологические барьеры входа, в том числе необходимость значительных первоначальных инвестиций, подключения к автоматизированным системам, а также соблюдения технических норм и правил.
   Рынок услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом оценивается как высококонцентрированный (на долю 35% перевозчиков приходится более 96% объема перевозок). Принятые Правительством меры, в том числе изменение условий лицензирования и установление правил доступа к услугам в аэропортах, позволили создать условия для развития конкуренции.
   Розничные рынки электрической энергии (мощности) в 2010 г. характеризовались высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией. Количество энергосбытовых компаний на рынках незначительно возросло по сравнению с 2009 г. (с 530 до 588 единиц). ФАС России в 2010 г. выявлено 1508 нарушений антимонопольного законодательства на указанных рынках, что на 19,2% выше уровня 2009 г.
   На региональных рынках муки по результатам анализа, проведенного ФАС России в отдельных субъектах Российской Федерации, выявлено наличие ограниченного числа хозяйствующих субъектов, являющихся доминирующими и способных оказывать влияние на условия обращения товара, что нередко приводит к установлению монопольно высоких цен на муку и, соответственно, удорожанию хлеба.
   В докладе отмечается, что существенную роль в обеспечении благоприятной конкурентной среды играют региональные программы развития конкуренции, принятые субъектами Российской Федерации в соответствии с Программой развития конкуренции.
   По данным ФАС России, в 2010 г. во всех субъектах Российской Федерации завершена разработка указанных региональных программ. Почти половина программ (46%) имеют высокое или хорошее качество подготовки и содержат конкретные меры по формированию конкурентного климата с учетом специфики регионов.
   Вместе с тем качество 16% региональных программ – неудовлетворительное (13 субъектов), 3% - крайне низкое (Республика Ингушетия, Новгородская и Тамбовская области).
   ФАС России указывает на продолжающуюся в течение нескольких лет тенденцию увеличения выявляемых нарушений антимонопольного законодательства. В частности, в 2010 г. возбуждено 11 431 дело о нарушении антимонопольного законодательства, что на 18,3% больше, чем в 2009 г. В результате выявлено 10 249 нарушений антимонопольного законодательства.
   При этом из них более половины, по-прежнему, составляют нарушения, совершаемые органами власти, в том числе принятие несоответствующих антимонопольному законодательству актов, предоставление имущества без торгов, предоставление государственных и муниципальных преференций с нарушением установленного порядка.
   Среди нарушений антимонопольного законодательства, совершаемых хозяйствующими субъектами, доля злоупотреблений доминирующим положением сократилась в 2010 г. до 18,7% (в 2009 г. - 19,1%). Вместе с тем значительно увеличилась доля возбужденных дел по фактам картельных соглашений (607 дел, что на 24% больше, чем в 2009 г.).
   В представленном докладе ФАС России предлагается реализовать ряд мер по развитию конкуренции в отдельных отраслях, в том числе: - обеспечить недискриминационный доступ к объектам инфраструктуры электросвязи и почтовой связи, повысить прозрачность распределения радиочастотного спектра, а также провести реструктуризацию ФГУП, оказывающих услуги связи; - укрупнить путем объединения зоны свободного перетока на оптовом рынке электрической энергии (мощности), обеспечив строительство сетевых объектов, а также снять административные барьеры, препятствующие выходу розничных потребителей и энергосбытовых компаний на оптовый рынок; - создать возможности ценовой конкуренции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оптимизировать нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг в целях устранения барьеров входа на данный рынок.
   Кроме того, ФАС России предлагается разработка ряда проектов федеральных законов в части регулирования рынков, функционирующих в состоянии естественной монополии, в том числе введения тарифов на длительный период, увязки тарифов с качеством и эффективностью оказания услуг, недопущения сдерживания перехода рынка от естественно монопольного к конкурентному.