19.10.2011 В ТПП РФ обсудили разитие Дальнего Востока В ТПП РФ прошёл «круглый стол» на тему: «О новых подходах к реализации комплексных инвестиционных проектов развития Дальнего Востока России в условиях дефицита бюджетных средств». Его организатором выступил Комитет ТПП РФ по инвестиционной политике совместно с правительством Республики Саха (Якутия). Целью "круглого стола" стал обмен мнениями и выработка рекомендаций для органов государственной власти и инвесторов на основе анализа хода реализации крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и имеющегося мирового опыта. Заседание «круглого стола» вёл председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян. На заседании выступили: заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Александр Левинталь, первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Геннадий Алексеев, заместитель директора Департамента инвестпроектов Министерства регионального развития Анна Печенова, директор Центра ГЧП ГК «Внешэкономбанк» Александр Баженов, генеральный директор ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» Михаил Брук, генеральный директор ЗАО УК «Колмарпроект» Леонид Берлин, старший юрист практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы «VEGAS LEX» Варвара Сучкова. В работе «круглого стола» приняли участие: директор Департамента содействия инвестициям ТПП РФ Дмитрий Курочкин, президент ТПП Республики Саха (Якутия) Владимир Членов, президент Новосибирской ТПП Борис Брусиловский, представители Уральской ТПП и некоторых других торгово-промышленных палат страны. На заседании неоднократно отмечалось, что основным условием развития эффективной экономики Дальнего Востока является снятие инфраструктурных ограничений, поскольку в настоящее время удаленность от промышленно развитого центра, а местами и полная изолированность объектов освоения является главным препятствием для привлечения инвестиций. Основным инструментом для решения масштабных задач развития инфраструктуры является государственно-частное партнерство. В условиях недостатка бюджетных ресурсов для формирования Инвестиционного фонда особенно актуальным становится поиск альтернативных источников и схем финансирования для реализации инвестиционных проектов государственно-частного партнерства, в том числе по созданию транспортной и энергетической инфраструктуры Южной Якутии. Заместитель директора департамента инвестпроектов Министерства регионального развития Анна Печенова представила Концепцию реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов с использованием механизма ГЧП (КПРТ), разработанную в Минрегионе. По её словам, механизм ГЧП должен быть отлажен для решения триединой задачи – улучшения инвестиционного климата в регионе, обновления инфраструктуры региона и развития территории. Стоимость каждого комплексного проекта развития территорий, по расчётам Минрегиона, не должна быть меньше 5 млрд рублей. Первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Геннадий Алексеев рассказал о механизмах привлечения внебюджетных инвестиций в создание инфраструктуры как ключевом условии развития Дальнего Востока. Кроме бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, госгарантий, гарантий и кредитов банков с государственным участием, к проекту должны быть привлечены внебюджетные инвестиции в создание объектов государственной ответственности (собственности) под отложенные бюджетные обязательства за счёт роста доходов бюджетной системы в результате реализации проекта, отметил Геннадий Алексеев. В дополнение к этим механизмам с инвесторами будут заключены контракты жизненного цикла, концессии с обязательствами бюджета по компенсации затрат концессионера, инвестиционные соглашения о проектном финансировании. В схему инвестирования включаются также инвестиционные программы естественных монополий. Для реализации проекта будет создан фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, в задачи которого войдёт экспертиза проектов и подготовка инвестиционных проектов для последующего продвижения потенциальным инвесторам, координация проектов по составу мероприятий и срокам реализации, привлечение частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов на основе механизмов ГЧП, участие в капитале отдельных проектных компаний, разработка предложений по внесению изменений в нормативную базу по ГЧП и бюджетному законодательству РФ, заключил Геннадий Алексеев. Директор Центра ГЧП ГК «Внешэкономбанк» Александр Баженов заявил, что принцип реализации экономической модели Инвестиционного фонда Российской Федерации будет изменён с учётом внедрения в качестве основы модели ГЧП, известной под названием TIF (tax increment financing), широко применяемой для регионального и городского развития во многих странах мира. Данная модель представляет собой расчёты за привлечённые в проекты инвестиции за счёт роста налогов, являющегося результатом реализации проектов, целью которых является увеличение стоимости имущества и/или земли. «Внешэкономбанком» проанализирована возможность отбора проектов с достаточной бюджетной эффективностью для реализации предлагаемых изменений, отметил Александр Баженов. При рыночных ставках кредитования проектов могут быть отобраны для реализации те из них, бюджетная эффективность которых достаточна для того, чтобы служить источником расчётов по привлечённому кредиту. Изменение принципа реализации экономической модели Инвестиционного фонда потребует изменения процедуры отбора заявок и юридической структуры организации проекта. Изменения нормативно-правовой базы для реализации новой юридической структуры организации будут минимальными, убеждён Александр Баженов. Форма соглашения о ГЧП будет определять порядок структурирования отношений между публичным заказчиком и частным партнёром, заключил он. Реализация инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» потребует синхронизации действий государства и бизнеса, совершенствования механизмов ГЧП, особенно в части распределения рисков между государством и частными инвесторами и сегментировании финансовых инструментов по каждой из частей проекта, в том числе инструментов проектного финансирования. Курирующим министерством проекта выступает Министерство регионального развития, государственным координатором – Правительство Республики Саха (Якутия), координатором – Корпорация развития «Южная Якутия». В качестве отраслевых ответственных исполнителей к проекту привлечены Министерство энергетики РФ, государственные корпорации «Росатом», «Росжелдор» и «Росавтодор», а инвесторами проекта выступают компании ОАО «РусГидро», «Южно-Якутский ГЭК», «ГАЗПРОМ», «АЛРОСА», ГК «Колмар», ЗАО «Якутские угли – новые технологии», ГМК «ТиМиР», ЗАО «Эльконский горно-металлургический комбинат», урановый холдинг АРМЗ. |