13.01.2012  Эксперты Стратегии-2020: госзаказ – это инвестиции, а не благотворительный фонд

   Нарушения при расходовании российского бюджета растут каждый год. По данным Счетной палаты, нарушения законодательства в бюджетно-финансовой сфере в 2008 году исчислялись 96,6 млрд рублей. В 2009 году этот показатель увеличился более чем вдвое. В прошлом году эта сумма составила 718,5 млрд рублей. При этом почти треть нарушений касалась законодательства о размещении госзаказов (238,5 млрд). Член экспертной группы №13 «Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной системы» по доработке «Стратегии-2020», директор Института управления закупками им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова прокомментировала данные Счетной палаты.
   «Рост количества нарушений в сфере госзакупок, с одной стороны, обусловлен неэффективностью действующего законодательства о закупках», – отметила Ирина Кузнецова. По ее мнению, законодательство не позволяет достигать качества результатов закупок и эффективного использования средств, поскольку не затрагивает весь закупочный цикл и не отвечает специфике закупаемой продукции. Кроме того, оно чрезмерно перегружено процедурными вопросами, не позволяющими эффективно и быстро размещать госзаказ, и не сбалансировано по правам и ответственности заинтересованных сторон.
   «С другой стороны, этот рост – эффект более точной диагностики проблем в закупках. Сейчас в связи с уже принятыми мерами по борьбе с коррупцией, по планированию и обоснованности предмета, объема и цен закупок в стране государственным закупкам уделяется огромное внимание как общественности, так и контролирующих и правоохранительных органов, поэтому провалы видны лучше», – отметила Кузнецова.
   По мнению эксперта, надеяться на более эффективное регулирование закупок можно будет только с принятием закона «О федеральной контрактной системе», которое должно сопровождаться разработкой необходимого количества подзаконных актов и методик. «К последним, в частности, относятся эффективный выбор способа размещения заказа, деление заказа на лоты, определение цены контракта в зависимости от специфики закупаемой продукции и ряд других», – сказала она.
   Как подчеркнула Кузнецова, реализация этого законодательства невозможна без надлежащего кадрового обеспечения. «Для этого нужны соответствующие программы повышения квалификации, квалификационные стандарты, для этого нужна и независимая аттестация кадров», – сказала эксперт. В настоящее время, по ее словам, система закупок терпит бедствие, в том числе в связи с массовым оттоком кадров.
   «Кроме того, пока ни в старом законодательстве о закупках, ни в новом проекте закона о ФКС я не вижу норм, которые способствовали бы использованию закупочной системы как фильтра закупки инновационной продукции, вообще бы учитывали вклад поставщиков и предприятий в социально-экономическое развитие страны», – заявила эксперт. «Государственный заказ – это инвестиции, а не благотворительный фонд, и “отапливать им Вселенную” не надо, раздавая подряды направо и налево», – подчеркнула Кузнецова.
   Эксперт считает, что заказы нужно в первую очередь отдавать тем поставщикам и предприятиям, которые вкладываются за счет прибыли в развитие своего производства и страны. «Сейчас это направление развития закупочного законодательства и методик прокьюремента – центральное в развитых странах мира, мы же пока пытаемся получить от закупок хотя бы их качественный результат – нужные стране товары, работы, услуги. С моей точки зрения, при смене принципа закупок “от экономии к качеству” неплохо бы этот принцип дополнить: от экономии к качеству закупок и модернизации страны», – заключила эксперт.