18.04.2012 Задачи Минфина на ближайшие годы: бюджет, налоги, инвестклимат Министр финансов РФ Антон Силуанов вчера на коллегии ведомства определил 10 основных направлений деятельности Минфина России на ближайшие годы. Прежде всего, речь шла о том, чтобы установить бюджетные правила. "Без этого невозможно определить приоритеты бюджетной политики и невозможно определить те ресурсы, которые мы сможем направлять на реализацию этих приоритетов ", - сказал он. Суть предложений Минфина в том, чтобы планировать расходы бюджета, исходя из средней базовой цены на нефть, которая сложилась за 10 лет. При этом дефицит бюджета должен быть ограничен 1% ВВП. Если фактическая цена будет выше базовой, предполагается, что дополнительные доходы будут направляться в Резервный фонд, а если цена падает - средства Резервного фонда направляются на обеспечение бюджетных обязательств. Размер самого Резервного фонда Силуанов предложил ограничить 7% ВВП. "Мы говорим: давайте определим безопасную планку в 7%, сверх которой часть пополнения резервных фондов будет направляться на проекты. Мне кажется, это разумная конструкция", - сказал Силуанов. Нефтегазовые доходы сверх этой величины согласно предложениям Минфина нужно направлять в пропорции 50 на 50 в Фонд национального благосостояния (ФНБ) и на финансирование инфраструктурных проектов, которые не создают постоянных расходных обязательств бюджета. "По нашим оценкам, объем реализации новых бюджетных правил позволит нам объем ненефтегазового дефицита снизить до уровня порядка 8% ВВП", - сказал глава Минфина. Минфин предлагает вводить эти правила с 2016 года, а до этого установить переходный период с тем, чтобы к 2015 году была решена задача бездефицитного бюджета. Следующей целью министерства Силуанов назвал разработку долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2024 года. В рамках этой стратегии должны формироваться ресурсы для государственных программ. "Учитывая необходимость удлинения горизонтов бюджетного планирования, мы считали бы целесообразным осуществить разработку бюджетной стратегии на период до 2024 года", - сказал Силуанов. При этом по его словам, требования по разработке такой стратегии должны быть закреплены в Бюджетном кодексе, в том числе применительно к субъектам федерации. Переход на программный принцип формирования бюджета Силуанов также упомянул в первой тройке целей работы Минфина. Он отметил, что в настоящее время по оценке министерства только восемь госпрограмм из 41 готовы к утверждению, 21 программа может быть доработана в короткие сроки, еще по девяти необходимо будет принять концептуальные решения в правительстве. Силуанов напомнил, что некоторые субъекты РФ уже перешли к программному формированию своих бюджетов, в частности, программные подходы уже используют Республика Коми, Саха-Якутия, Брянская, Вологодская, Сахалинская области, а Москва уже реализует программный бюджет. "Прошу финансовые органы (регионы) проанализировать опыт (передовых регионов) и организовать работу в своих регионах по ускорению введения программных бюджетов", - сказал Силуанов. Он подчеркнул, что переход к программному бюджету это не самоцель, а способ начать комплексную реформу всей системы государственного управления. Министр отметил, что по данному направлению бюджетных реформ Россия серьезно отстает от других стран. "Весь мир уже ушел вперед, весь мир оценивает деятельность министерств и ведомств, деятельность правительств по показателям программ, по программному подходу", - отметил глава Минфина. Отдельной задачей Силуанов назвал повышение качества государственных услуг, а также совершенствование системы оплаты таких услуг. "В 2012 году необходимо решить два вопроса. Первый - это предоставление полномочий федеральным министерствам утверждать в своей сфере единые базовые перечни услуг и работ, включая государственные задания. Такой законопроект уже подготовлен министерством финансов. И второе - отрегулировать механизм осуществления бюджетных инвестиций в имущество бюджетных и автономных учреждений, а также иные организации, не являющиеся получателями бюджетных средств. Такой проект сейчас находится на согласовании с Минэкономразвития", - сказал Силуанов. Значительное внимание в ходе своего выступления Силуанов уделил вопросу совершенствования межбюджетных отношений. По мнению министра, правительству России необходимо определить общее правило предоставления бюджетных субсидий регионам. Такая система должна стимулировать самостоятельность региональных властей. При этом Силуанов призвал правительство полностью отказаться от существующей практики предоставления прямой финансовой поддержки регионам через постановления правительства. "Принятие индивидуальных решений по поддержке того или иного региона зачастую стало стимулом деятельности руководителя субъекта федерации по выбиванию финансовой поддержки. Это наиболее эффективный способ получения дополнительных средств, нежели зарабатывание, нежели привлечение инвесторов к себе на территорию", - пояснил глава Минфина. Единые правила предоставления субсидий регионам, по словам министра, должны предусматривать ответственность губернаторов за выполнение целевых показателей. "У нас есть такой механизм, когда в случае роста кредиторской задолженности в субъекте вводится режим временной администрации. Предлагаю в таком случае, если администрация региона допускает невыполнение своих обязательств, увеличение кредиторской задолженности, ставить вопрос о доверии губернатору со стороны президента Российской Федерации. По сути дела, доведение региона до банкротства - это серьезное основание для того, чтобы говорить о квалификации руководителя", - сказал Силуанов. Среди задач для министерства на ближайшие годы Силуанов назвал реформу системы государственного и муниципального контроля. "Необходимо принять как можно быстрее проект поправок в Бюджетный кодекс и КоАПП в части регулирования государственного и муниципального контроля. Речь идет о переориентации финансового контроля с простой проверки правильности и соответствия целям на эффективность выделяемых бюджетных средств", - сказал Силуанов. Развитие информационной системы электронного бюджета, которая призвана сделать бюджетные расчеты более прозрачными, также в числе приоритетов работы Минфина. "Хочу сказать, что внедрение электронного бюджета позволит повысить открытость не только правительства и финансовых органов власти, но позволит сделать прозрачным алгоритм принятия решений, что очень важно для контроля со стороны гражданского общества", - подчеркнул глава Минфина. Среди направлений, не связанных с бюджетной политикой напрямую, Силуанов назвал совершенствование налоговой системы. "Мы в настоящее время готовим предложения по совершенствованию налогообложению финансовых рынков, оптимизации налогового и бухгалтерского учета, досудебного урегулирования споров", - сообщил Силуанов. Следующая задача, по словам Силуанова, связана с развитием системы управления государственными активами. Министр обратился к главе правительства с просьбой ускорить создание Российского финансового агентства. Силуанов пояснил, что создание агентства необходимо в связи с изменением целей управления государственными ресурсами. Раньше, по его словам, основной задачей было "безрисковое управление этими ресурсами и быстрое получение этих средств в случае возникновения таких потребностей", в результате средства размещалась в надежные, но низко доходные инструменты. "Сейчас стоит задача повысить управляемость этими ресурсами, сохраняя устойчивость и обезрискивая вложения. Но этим должно заниматься и во всем мире занимаются специально созданные структуры, специалисты, которые ежедневно в ежеминутном режиме отслеживают конъюнктуру на рынках", - сказал Силуанов. Напоследок министр пообещал разработать план действий в своей сфере, который позволил бы России выйти на 20-е место по уровню ведения бизнеса с нынешнего 120-го. "По каждой позиции будет разработан план действий и план взаимоотношений с агентством, которое оценивает Российскую Федерацию по этим показателям с тем, чтобы нам подтянуться по этим параметрам", - сказал Силуанов. |