24.07.2013  НБКИ: растет платежная дисциплина заемщиков автокредитов

   
   Средний размер действующих автокредитов увеличился по итогам первых шести месяцев 2013 года на 2,65% и составил 494 721 рубль.
   Россияне приобретают в кредит 44,13% автомобилей, а годом ранее — 34,2%, отмечает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. «Иными словами, сегодня практически каждый второй автомобиль покупается в кредит», — говорит Волков. Однако годом ранее средний размер займа на покупку автомобиля был на 6% меньше — 467 393 рубля на 1 июля 2012-го.
   По прогнозам НБКИ, к концу текущего года доля автомобилей, купленных в кредит, приблизится к 50%. В то же время, согласно данным аналитического агентства «Автостат», объем российского рынка новых легковых автомобилей по итогам первых шести месяцев 2013 года сократился за аналогичный период годом ранее на 5,2% до 1 млн 253 тыс. штук. Таким образом, в первом полугодии 2013-го авторынок РФ оказался на 7-м месте в мире, отстав от Китая, США, Японии, Бразилии, Германии и Индии.
   Несмотря на увеличение среднего размера автокредита, Алексей Волков констатирует высокое качество платежной дисциплины заемщиков. «Из всех автокредитов 95% обслуживаются без просрочек», — сказал представитель бюро кредитных историй. Кроме того, в структуре задолженности россиян доля автокредиов снижается. «Если ровно год назад задолженность составляла 16%, то сейчас она равна 14%», — добавил Волков.
   Таким образом можно констатировать, что уровень подготовки заемщиков и кредитная грамотность населения неуклонно повышается.
   Как рекомендует Интернет-ресурс stavkibankov.ru, перед обращением в банк для оформления автокредита потенциальному заемщику необходимо определиться с максимальным размером кредитного платежа, который будет возможен при оформлении кредита с текущим уровнем дохода. Сделать это можно вне зависимости от условий кредитования, выбранной кредитной организации и прочих факторов. Дело в том, что в большинстве кредитно-финансовых организаций существует ограничение, согласно которому потенциальный заемщик не может тратить на ежемесячный платеж по кредиту более 40-50% от его регулярного дохода. Причем оптимальным значением является платеж, равный 25-35% от заработной платы.
   Затем, зная примерную сумму оптимального ежемесячного платежа, а также примерно представляя стоимость автомобиля желаемой модели и марки, вычислить, на какой срок оформлять автокредит будет лучше всего, не составит труда. Для этого достаточно стоимость автомобиля разделить на размер ежемесячных выплат. Полученное при этом число будет равно количеству месяцев, которые потребовались бы для погашения кредита, выданного безвозмездно. В зависимости от годовой процентной ставки по оформляемому кредиту, полученный срок необходимо увеличить во столько раз, во сколько раз переплата по кредиту будет выше тела кредита без процентов.
   Впрочем, как правило, большинство заемщиков действуют наоборот, т.е. зная примерный ежемесячный платеж и оптимальный срок кредитования, вычисляет, какую сумму они отдадут банку за весь кредитный период. Следует понимать, что данная сумма состоит из тела кредита и итоговой переплаты по нему, которая в некоторых случаях может достигать 100 и более процентов. Отталкиваясь от этого, можно определить среднюю ценовую категорию доступного для приобретения в кредит автомобиля.
   На 1 июля 2013 года в базе НБКИ содержатся данные о 2,5 млн действующих автокредитов общим объемом 1,2 трлн рублей.