30.07.2015 Ханты-Мансийский округ – лидер в УрФО по инвестклимату Первым по Уральскому федеральному округу и 12-м по стране стал Ханты-Мансийский автономный округ в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. С такого заявления 29 июля начала заседание, посвященное состоянию инвестклимата в России, временно исполняющая обязанности губернатора Югры Наталья Комарова с участием генерального директора агентства стратегических инициатив Андрея Никитина. «Такие позиции понуждают нас перестраиваться, чтобы не оставаться на одном месте, двигаться вперед. Для этого потребуются другого уровня усилия и управленческие решения. Для того, чтобы мы оказались на 12-м месте, за последние три года объемы финансовой поддержки бизнеса в регионе превысили 2,2 миллиарда рублей. Это 94 проекта общей стоимостью 49 миллиардов. Сейчас в приоритетном инвестиционном кейсе – проекты, цена которых составляет более 112 миллиардов рублей. Их реализация должна привести к созданию более чем двух тысяч рабочих мест, большинство из которых – высокотехнологичные. Также это должно принести не менее 9 миллиардов налоговых поступлений в бюджеты различных уровней до 2020 года. При этом, что крайне важно, уровень инвестиционной активности уже несколько лет мы держим на отметке, установленной в майских указах президента России для 2015 года и составляет 25-процентную долю инвестиций от всего объема валового регионального продукта», – подчеркнула Наталья Комарова. В своем выступлении врио главы региона отметила, что предметное и многоплановое сотрудничество с агентством стратегических инициатив привело к тому, что автономный округ одними из первых в стране в полном объеме внедрил положения стандарта деятельности исполнительных органов власти по обеспечению благоприятного инвестклимата. А в настоящее время продолжается его улучшение и доработка. «В апреле, выступая с отчетом о результатах деятельности правительства Югры за 2014 год, мы договорились, что будет создан институт общественных представителей губернатора во всех основных секторах экономики и бизнеса, которые обеспечили бы прямое представление интересов предпринимателей из различных отраслей деятельности при выработке стратегических и тактических инвестиционных решений на уровне всего региона. Такая обратная связь особенно важна сейчас, когда мы наблюдаем повышенную подвижность экономики, финансовых и сырьевых рынков и связанное с ними ускорение основных предпринимательских циклов», – добавила Наталья Комарова. По ее словам, на данном этапе выделено два ключевых направления. Первое – выход из «красной зоны» 11-ти показателей из 45, которые зафиксированы в национальном рейтинге. А второе – дальнейшее выравнивание благоприятных условий инвестиционного климата в различных муниципалитетах. Для этого по аналогии с общероссийским атласом в Югре запущен атлас лучших муниципальных практик. Кроме того, уже выдвинуты предложения, которые позволят повысить справедливость национального рейтинга, который будет учитывать специфику регионов России. «Одним из таких предложений является внедрение показателя, оценивающего эффективность муниципалитета по соотношению созданных многофункциональных центров предоставления госуслуг с количеством субъектов малого бизнеса. Почему-то в этом показателе национального рейтинга учитывается только количество МФЦ и исключается число структурных подразделений таких центров. В силу нашей географии и особенностей расселения жителей Югры мы нацелены на создание территориальных офисов, которые выведены из расчета и тем самым искажают смысл этого показателя», – добавила Наталья Комарова. Еще одним важным предложением стал учет доли выпускников в производстве от общей численности, занятых в связанных с ним отраслях работников в регионе. Многие молодые югорчане уезжают получать высшее профобразование в лучших вузах страны и за пределами России, после чего возвращаются домой, и устраиваются на предприятия реального сектора экономики. К примеру, в 2013 году 2 тысячи 896 выпускников окончили вузы Югры, а на предприятия устроились в 4,7 раза больше специалистов. «Третье – это отношение суммы государственных гарантий, предоставленных бизнесу, к сумме налоговых доходов. Здесь целесообразнее суммировать все меры поддержки, которые предусмотрены в бюджетах. Данный показатель вступает в противоречие с рекомендациями министерства финансов. Минфин считает эффективной бюджетную политику, в результате которой не растет долговая нагрузка региона. Справедливее было бы считать объем предоставленной помощи в совокупности, оставляя регионам возможность выбора тех механизмов, которые им более всего подходят», – сообщила Наталья Комарова. Андрей Никитин в рамках заседания подчеркнул, что исполнение задач, поставленных в майских указах президента России, позволили улучшить позиции страны на мировой арене. Так, в рейтинге всемирного банка государство переместилось со 124 строчки на 62-ю. «Ключевая цель – выстроить комфортную и для региональных администраций, и для бизнеса систему коммуникаций. Должно появиться понимание общей судьбы», – добавил он. По словам господина Никитина, в нацрейтинге существует определенная несправедливость, так как для регионов с низкой базой сложнее пробиться на верхние строчки, чем регионам, где бизнес привык к определенным комфортным условиям. «Тем не менее, хотя Москва показала впечатляющую динамику, мы понимаем, что она никогда не будет в первой пятерке, так как столичные предприниматели себя сравнивают не с Костромой, а с Нью-Йорком и Лондоном», – подчеркнул он. Говоря об успехах в формировании инвестиционного климата в целом по стране, Андрей Никитин пояснил, что в России сократились временные показатели подключения к электросетям. Почти 4 балла из 5-ти поставило бизнес-сообщество качеству подключения к таким сетям, так как эта процедура в значительной мере упростилась. |