16.02.2018 В Сочи обсудили вызовы налоговой системы России Одним из ключевых мероприятий деловой программы первого дня Российского инвестиционного форума стала дискуссия «Налоговая система России: отвечая на вызовы». Спикеры рассмотрели новую региональную политику, методы совершенствования управления. Участники были солидарны в том, что повышения налогов не предвидится, дополнительного налогообложения не планируется, а любое решение властей должно быть понятным и прозрачным для бизнеса, сообщают организаторы форума. Модератором обсуждения выступил Андрей Макаров, председатель комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам. По его словам, главное, что просит бизнес, — это стабильность налогообложения. «Только в 2017 году было внесено 37 законов об изменениях в Налоговый кодекс, меняется база, основные элементы системы налогообложения. Предприниматели, к сожалению, не всегда способны воспользоваться этими положительными изменениями, так как не успевают их запомнить», — сказал Андрей Макаров. С модератором согласился Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, подчеркнув: «Предсказуемость — это очень важно». Тем не менее глава Минэкономразвития начал немного с другой темы — неналоговых платежей, добавив, что в части налоговых ставок наблюдается стабильность: «Последние шесть лет ставки по основным налогам были стабильны. Обещания, данные в 2012 году о неизменности налоговой системы, были выполнены». Министр финансов РФ Антон Силуанов заверил, что роста налогового бремени для бизнеса не планируется: «Да, нам нужен маневр в области расходов, нужно увеличить расходы для более быстрых темпов роста экономики, но при этом никто не предполагает дополнительного налогообложения бизнеса, изымания у него денег». Спикер обозначил основные последствия увеличения налогового бремени, в числе которых ухудшение ситуации для ведения бизнеса, следовательно, снижение темпов развития экономики. Глава Минфина уточнил, что все налоговые инновации предстоит принять в весеннюю сессию работы парламента, чтобы бюджеты 2019 и последующего годов формировались с учетом уточнений налогового законодательства. О значимости стабильности в налоговом администрировании заявил и Владимир Мау, Ректор РАНХиГС: «Совершенствование налоговой системы менее интересно, чем ее стабильность. Было бы нашим большим достижением пожить пять лет в налоговой системе, которую не нужно улучшать». По словам Алексея Репика, Президента Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», необходимо найти компромисс власти и бизнеса. Татьяна Голикова, Председатель Счетной палаты РФ, заявила, что повышения налогового бремени не будет лишь в том случае, когда неналоговую нагрузку будут переводить в налоговую. Как изменится налоговое администрирование под влиянием цифровизации, рассказал Игорь Лотаков, Управляющий партнер PwC в России: «С одной стороны, цифровизация дала нам возможность снизить налоговую нагрузку, сократить расходы для бизнеса, с другой, обеспечила прозрачность: налоги перестают быть частным делом бизнеса». Основные проблемы, волнующие бизнес, обозначил Михаил Орлов, партнер, Руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ. «Важно гарантировать бизнесу стабильность и предсказуемость налогового администрирования, обеспечить разумный налоговый контроль, ясные правила игры, снизить налоговое бремя», — уверен Михаил Орлов. Спикер озвучил основные предложения бизнеса к правительству. Александр Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, также перечислил проблемы, которые тревожат предпринимателей. По данным исследований РСПП, 28% представителей бизнеса обеспокоены недостаточной предсказуемостью фискальной системы. В рамках дискуссии был затронут и вопрос высокого уровня теневой занятости в экономике. Губернатор Пермского края Максим Решетников уверен, что для легализации бизнеса необходимо легализовывать налоговые сборы. Спикер привел успешные примеры, в частности, введение сборов за патенты для работы мигрантов, торгового, курортного сбора. Все это благоприятно повлияло на экономику, при том что ставки были невысокими. Министр экономического развития РФ Максим Орешкин добавил, что торговый сбор уже доказал свою эффективность: много компаний вышло в «белый» сектор, им предоставили условия для конкуренции. Максим Решетников отметил, насколько значимо расширять налоговые возможности регионов, дать им шанс конкурировать за инвестиции. О правах субъектов в вопросах налогового администрирования упомянул в своем выступлении и Николай Любимов, Губернатор Рязанской области. Отвечая на вопрос, какие должны быть полномочия у субъектов и стоит ли расширять их права, Антон Силуанов, Министр финансов РФ, сказал: «Налоговый федерализм, безусловно, должен присутствовать, но это не означает бесконтрольность налоговых сборов. Перечень сборов должен быть фиксированным, на примере перечня налогов. Субъекты РФ могут самостоятельно решать: вводить эти сборы или нет, но перечень должен быть закреплен». Продолжая тему регионального управления, Татьяна Голикова отметила: «Очевидно, нужно двигаться в сторону субъектов Федерации, при этом стараться не разрушить единое экономическое пространство. Если дать слишком много свободы регионам, это может плохо сказаться на целостности». Подводя итог дискуссии, модератор заявил, что сегодня налоговая система страны неконкурентоспособна и не может обеспечить выполнение указаний Президента по повышению экономического роста на уровень выше среднемирового. |