23.04.2018  Кабмин: законопроект о краудфандинге требует доработки

   На сайте Кабмина опубликован отзыв Правительства на законопроект об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге).
   Законопроект направлен на установление правового регулирования отношений по привлечению инвестиций юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определение правовых основ деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).
   Проект федерального закона №419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» внесён депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым.
   Законопроект направлен на установление правового регулирования отношений по привлечению инвестиций юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определение правовых основ деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).
   В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
   1. Частью 3 статьи 5 законопроекта установлено, что осуществление инвестиций способами, предусмотренными указанной статьёй, гражданами, не являющимися квалифицированными инвесторами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляется при условии, что общая сумма инвестиций одного инвестора, привлекаемых во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать сумму, установленную нормативным актом Банка России.
   В целях создания правовых основ осуществления краудфандинговой деятельности на принципах определённости и стабильности, а также обеспечения развития краудфандинга в Российской Федерации Правительство считает целесообразным установление предельных лимитов инвестирования указанием конкретных сумм непосредственно в законопроекте.
   Так, в законопроекте необходимо установить, что осуществление инвестиций способами, предусмотренными законопроектом, гражданами Российской Федерации, не являющимися квалифицированными инвесторами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляется при условии, что общая сумма инвестиций одного инвестора, привлекаемых во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать 600 тыс. рублей, а общая сумма инвестиций, привлечённых одним лицом с использованием инвестиционных платформ в течение календарного года, не может превышать 1 млрд рублей.
   При этом для лиц, являющихся квалифицированными инвесторами в соответствии с требованиями Федерального закона «О рынке ценных бумаг», лимиты на осуществление инвестиций законопроектом не устанавливаются. Таким образом, поддерживая подход о возможности снятия таких лимитов для квалифицированных инвесторов, Правительство отмечает, что требования, установленные указанным Федеральным законом для квалифицированных инвесторов, формировались для рынка публичных ценных бумаг, процесс инвестирования на котором отличается от механизмов, используемых в краудфандинговой деятельности. С учётом этого Правительство считает целесообразным рассмотреть возможность смягчения существующих в настоящее время требований к квалифицированным инвесторам в Российской Федерации, осуществляющим инвестиции посредством инвестиционных платформ.
   2. Абзац третий части 2 статьи 3 законопроекта и абзацы первый и второй части 2 статьи 3 законопроекта Правительство считает необходимым соотнести между собой в части взимания платы за предоставление услуг по организации розничного финансирования.
   3. В соответствии со статьёй 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признаётся договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путём присоединения к предложенному договору в целом. В этой связи Правительство считает необходимым в части 2 статьи 4 законопроекта указать на стандартные формы договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и по содействию в инвестировании, поскольку указанные договоры в соответствии с частью 3 статьи 3 законопроекта являются договорами присоединения.
   4. Положения части 9 статьи 6 законопроекта, предусматривающие ограничение на привлечение инвестиций посредством предложения токенов инвестиционного проекта для юридических лиц, сведения о которых не включены в реестр операторов инвестиционных платформ, и иные ограничения, не учитывают возможности осуществления деятельности по организации розничного финансирования индивидуальными предпринимателями.
   5. Частью 9 статьи 6 законопроекта предусмотрено ограничение в части возможности ведения учёта денежных средств каждого инвестора и лиц, привлекающих инвестиции, в случае использования номинальных счетов для осуществления розничного инвестирования.
   Правительство считает необходимым исключить указанное ограничение, учитывая, что использование номинальных счетов любыми лицами регулируется статьями 8601–8606 Гражданского кодекса Российской Федерации.
   6. Проведение операторами инвестиционных платформ рейтингования (рэнкинга) инвестиционных проектов не всегда может быть предусмотрено в рамках краудфандинговой деятельности, в связи с чем требование, предусмотренное подпунктом 6 части 3 статьи 13 законопроекта, Правительству представляется избыточным и должно реализовываться только в случае, если проведение рейтингования предусмотрено правилами инвестиционной платформы.
   7. Правительство считает необходимым конкретизировать подпункт 4 части 1 статьи 14 законопроекта, указав, что устанавливаемый нормативным актом Банка России порядок проведения проверок Банком России деятельности операторов инвестиционных платформ должен содержать предмет, сроки, формы и последовательность проведения таких проверок.
   8. Правительство указывает, что в законопроекте необходимо предусмотреть положения, определяющие последствия исключения из реестра операторов инвестиционных платформ Банка России операторов инвестиционных платформ, а также уточнить часть 2 статьи 1 законопроекта, принимая во внимание способы осуществления инвестиций, предусмотренные частью 1 статьи 5 законопроекта, в том числе дополнительной проработки вопроса о добровольности регистрации в реестре операторов инвестиционных платформ.
   9. Правительство считает необходимым соотнести положения части 2 статьи 5 законопроекта, предусматривающей перечень имущественных прав, обозначаемых токенами инвестиционных проектов, которые возможно приобрести посредством инвестиционной платформы, с положениями законопроекта №424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации», внесённого депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володиным, П.В.Крашенинниковым, и с положениями законопроекта №419059-7 «О цифровых финансовых активах», внесённого депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Н.А.Журавлевым, а также дополнительно проработать положения законопроекта с учётом нецелесообразности излишнего регулирования гражданско-правовых отношений.
   10. Правительство указывает, что в пункте 4 части 2 статьи 4 законопроекта, предусматривающем требования о наличии в правилах инвестиционной платформы видов (перечня) договоров, которые могут заключаться с использованием инвестиционной платформы, необходимо конкретизировать, о каких договорах идёт речь.
   11. Положения пункта 3 части 4 и пункта 2 части 5 статьи 6 законопроекта Правительство считает необходимым уточнить, указав, что соответствующие лица не должны иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
   12. Положения части 3 статьи 3 и части 5 статьи 12 законопроекта Правительство считает необходимым уточнить, указав, что использование электронной подписи участниками инвестиционной платформы должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона «Об электронной подписи».
   13. Правительство указывает, что терминология, используемая в законопроекте, нуждается в доработке, в том числе необходимо дополнительно проработать такие понятия, как «краудфандинг», «инвестиционный проект», «рэнкинг», «договор об оказании услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга)», «привлечение инвестиций посредством предложения токенов инвестиционного проекта», а также уточнить состав сведений, позволяющих идентифицировать оператора инвестиционной платформы.
   14. Положения законопроекта, предусматривающие механизм заключения договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и по содействию в инвестировании с использованием способов идентификации и аутентификации, определяемых правилами инвестиционной платформы, Правительство считает необходимым соотнести с требованиями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», в соответствии с которыми организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя с подтверждением достоверности сведений о клиенте.
   15. Правительство указывает, что статью 13 законопроекта следует дополнить обязательным условием об отсутствии оператора информационной платформы, лиц, его контролирующих, привлекающих инвестиции или выполняющих обязанности органа управления, в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму.
   Согласно пункту 4 статьи 9 законопроекта указанный оператор обязан предоставлять информацию о заключённом договоре по требованию суда, должностным лицам правоохранительных органов при наличии согласия руководителя следственного органа, а также органов внутренних дел.
   Данная норма не соотносится с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
   Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом указанных замечаний к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.