07.01.2003  Герман Греф станет главным инвестором

   Министерство экономического развития и торговли нашло способ повысить эффективность государственных капиталовложений. О нем рассказал замминистра Юрий Исаев. Ведомство Германа Грефа предлагает изъять из бюджетов министерств деньги, предназначенные на инвестиционные цели, и сосредоточить их в федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП). При этом распоряжаться средствами, выбирать объекты капвложений, проводить конкурсы среди подрядчиков и оценивать экономическую эффективность проектов хочет Минэкономразвития. В рамках ФАИП государство ежегодно инвестирует часть средств федерального бюджета в объекты социальной сферы, инфраструктуры и промышленности. Сюда включаются капитальные вложения в рамках 52 федеральных целевых программ (ФЦП) и текущие расходы государства, признанные им приоритетными. Основная задача государства как инвестора - способствовать повышению инвестиционной активности частного сектора. Но это происходит в случае, если деньги идут в инфраструктуру: строительство дорог, мостов, портов. В России же с каждым годом все большая часть средств ФАИП (около 60%) тратится на социальную сферу. "Если в бюджете не хватает средств на культуру или здравоохранение, то они берутся из инвестпрограммы, хотя ее задача совершенно другая", - говорит Юрий Исаев. При этом оценить эффективность профинансированных за государственный счет проектов невозможно. Такой оценкой, честно признает замминистра, просто никто не занимался. В правительстве уверяют, что федеральный центр выполняет свои инвестиционные обязательства в полном объеме. Однако целевая программа предполагает привлечение средств местных бюджетов и частных инвестиций. У регионов чаще всего денег не находится, а частному сектору большинство предлагаемых государством проектов не интересно. В итоге сегодня в стране - несколько тысяч недостроенных объектов (в основном школ и больниц), а закупленное для этих объектов оборудование пылится на таможенных складах. Минэкономразвития пыталось сократить объем средств, выделяемых на целевые программы, и урезать их число. Ни того, ни другого сделать не удалось. Объем ФАИП на 2002 год составлял 54 млрд руб, на 2003 год Госдума утвердила 61,68 млрд (вместе с программой восстановления Чечни). Впрочем, в министерстве считают это неплохим результатом - реализация всех постановлений правительства, требований регионов и запросов депутатов обошлась бы в 270 млрд руб. Главная проблема, с которой столкнулось Минэкономразвития, - то, что по действующему законодательству заказчиками программ выступают отраслевые министерства и без их разрешения закрыть ФЦП или сократить ее финансирование невозможно. К тому же помимо ФЦП ведомства закладывают расходы на капвложения в свои бюджеты. "Мы опять будем самыми нелюбимыми, -говорит Юрий Исаев, - но выход один - забрать инвестиционные составляющие из министерских бюджетов, сосредоточив их в одном месте - в ФАИП. Нужно пересмотреть все целевые программы и ввести жесткий ежеквартальный контроль за расходованием средств". Минэкономразвития первым делом предлагает отказаться от проектов, под которые не удалось привлечь частные инвестиции, а все недостроенные объекты продать или сдать в аренду. Ведомство Германа Грефа согласно возложить на себя руководство всем этим процессом, а впредь готово выполнять роль заказчика по основному числу программ. К апрелю министерство представит свой инвестиционный план правительству вместе с итогами реализации ФАИП в 2002 году, которые, как предполагает Исаев, будут неутешительными. В Белом доме пока не слышали о подобных инициативах и предполагают, что они вызовут жесткое сопротивление со стороны большинства министерств. "Мы выслушаем аргументацию всех сторон, - сказал "Известиям" представитель аппарата правительства. В то же время он признал, что в предложениях Минэкономразвития "безусловно, есть здравое зерно".