09.02.2003  Минфин намерен повысить инвестиционную привлекательность России через налог на прибыль

   Министерство финансов РФ подготовило новые предложения по повышению инвестиционной привлекательности России через налог на прибыль. Об этом сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, находящийся с рабочей поездкой в Ханты-Мансийском автономном округе.
   Министр пояснил, что речь не идет о возобновлении практики предоставления инвестиционных льгот в прежнем виде. По его мнению, в этих механизмах существовало огромное количество недостатков, и Минфин намерен их устранить. Свои предложения министерство финансов, как сказал Кудрин, озвучит "на этой неделе". Как ранее сообщалось, в ближайший четверг правительство РФ на своем заседании обсудит перспективы проведения налоговой реформы в стране. Кудрин сообщил также, что одной из главных задач федеральное правительство видит привлечение коммерческих структур к инвестициям в экономику страны. Он пояснил, что федеральный бюджет практически не имеет возможностей для инвестирования. Основные средства федеральный бюджет тратит на выполнение социальных обязательств и национальную оборону. Во всем федеральном бюджете лишь 60 млрд руб идут на инвестиции - на субсидирование процентной ставки кредитования сельхозпроизводителей и на авиационное строительство. "Большего мы себе позволить не можем", - признал вице-премьер. Он сообщил, что бюджет Ханты-Мансийского автономного округа тратит на инвестиции порядка 20 млрд рублей. Эти средства идут, в частности, на разработку кремниевых месторождений, развитие лесозаготовок, создание целлюлозно-бумажного комбината, строительство завода по выпуску плит МДФ. Вице-премьер подчеркнул, что по существу Ханты-Мансийский автономный округ реализует провозглашенную правительством задачу - развивать перерабатывающие производства на базе имеющихся ресурсов. Алексей Кудрин также сообщил, что в Министерстве финансов РФ готовятся предложения по изменению механизма взимания налога на добычу полезных ископаемых. По словам Кудрина, введенный с 2002 года налог уже дал серьезные результаты. По данным министра, в 2001 году доходы от акцизов на нефть, налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы и "роялти" составили в общей сложности 160 млрд рублей. Заменивший эти три налога Единый налог на добычу полезных ископаемых в 2002 году принес в бюджет 275 млрд рублей. Таким образом, констатировал вице-премьер, частично решена задача ухода от налогов. Теперь, сказал он, "надо сделать более тонкую настройку". Кудрин пояснил, что главная проблема, которую стремилось решить правительство при введении этого налога, - повысить эффективность использования недр - решена не полностью. Теперь необходимо решить, можно ли объективно оценивать дифференциацию месторождений и взимать налог дифференцировано. Свои выводы Министерство финансов представит также в ближайшее время, сказал Кудрин. Комментируя по просьбе РИА "Новости" рекомендации экспертов МВФ о необходимости изменения схемы начисления налога на добычу полезных ископаемых, которые позволили бы получать доходы от сверхвысоких цен на нефть не компаниям, а государству, Кудрин заметил, что уже действующий налог решает эту задачу. "Но мы пойдем дальше", - сказал он. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, со своей стороны, заявил, что решение о дифференцированном взимании налога на добычу полезных ископаемых крайне необходимо. "Плоская шкала не отвечает интересам государства и не позволяет обеспечить эффективное использование недр", - сказал он. Введение дифференцированной шкалы, по его мнению, позволит обеспечить увеличение доходов и бюджетов всех уровней и компаний.