04.04.2003  Российский автопром и иностранные инвестиции

   У российского рынка нет такого потенциала роста, как, например, у китайского, однако по поводу его перспективности никаких сомнений у экспертов не возникает. Покупатели машин становятся всё более требовательными. На минувшей неделе в Москве прошла конференция "Автомобильная промышленность России", организованная Институтом Адама Смита. На ней обсуждались, в частности, перспективы развития отрасли и приход на рынок иностранных инвесторов. Наибольшего внимания на московской конференции были удостоены три группы участников: 1. Мировые автогиганты, которые собираются выпускать или уже производят машины в России на своих собственных заводах или организовавшие для этой цели совместные предприятия (например, Ford, General Motors, Renault).
   2. Зарубежные фирмы, производящие компоненты в России для российского рынка или намеревающиеся это сделать.
   3. Российские фирмы, производящие компоненты для зарубежных автомобилестроительных компаний.
   Что касается мировых автогигантов, то их ждут в России с распростёртыми объятиями. Именно такое впечатление остаётся после общения как с руководством производителей комплектующих, так и с представителями российских автозаводов. Дело в том, что в качестве главных конкурентов устаревших моделей ВАЗа, ГАЗа или ИжМашАвто можно всерьёз рассматривать только подержанные иномарки. Причём последние становятся всё популярнее. Руководство российских автозаводов осознаёт это не хуже других. И поэтому добилось увеличения пошлин на ввоз в Россию иномарок старше семи лет. Правда, пойти на такой шаг правительство должно было намного раньше, считает председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников: "В течение года в Россию было ввезено беспрецедентное количество подержанных иномарок, чему немало поспособствовала непоследовательность позиции правительства России по вопросу защиты рынка от подержанных машин. При этом у АвтоВАЗа возникли проблемы со сбытом, в чём есть доля ответственности и нашей компании. Конечно, даже после введения пошлин решить проблемы собственными силами российским производителям не удастся. Моделям, которые приходится защищать от конкуренции со стороны машин старше семи лет, никакая модернизация не поможет". В "новую жизнь вазовской "классики" (заголовок одного из пресс-релизов "АвтоВАЗа") никто давно не верит. Нужны принципиально новые машины. А поскольку ждать помощи от государства не приходится, большие надежды связаны с иностранными инвестициями. Мировые автогиганты не заставили себя долго ждать. Концерн "Форд" открыл во Всеволжске Ленинградской области собственный завод. Предполагается, что помимо "Фокуса" на конвейер будет поставлена ещё одна модель. Набирает обороты производство автомобилей "Шеви-нива" на СП GM-АвтоВАЗ. На этой неделе предприятие перешло на двусменный график работы. Спрос на "Шеви-ниву" и "Форд-фокус" намного опережает предложение. Оба предприятия обеспечены заказами на многие месяцы вперёд. Кроме того, намерение расширить производство машин в России подтвердил французский концерн Renault. Согласно подписанному недавно соглашению, на базе ОАО "Автофрамос" в скором времени начнётся выпуск недорогого и приспособленного к российским условиям автомобиля. Как сказал руководитель "Автофрамоса" Ги Бара, в России их привлекло то, что здесь в настоящее время наблюдается "стагнация и даже спад спроса на автомобили отечественного производства на фоне роста рынка новых иномарок". "Сейчас в России есть потребители, желающие купить автомобиль от иностранного производителя. Эти люди покупают либо новую иномарку, либо подержанную. И мы пришли к выводу, что в России можно производить и продавать современный автомобиль ценой до 10 тысяч долларов. Концерн Renault ещё два года назад начал разработку подобной машины, которая будет отвечать всем современным требованиям, это будет надёжный, просторный и доступный по цене автомобиль", - говорит он. Планы немецкой фирмы WAFA по выходу на российский рынок имеют более чёткие очертания. Правда, как рассказал её руководитель и совладелец Вольфганг Мюллер, налаживать производство комплектующих для российского рынка компания WAFA намерена не в России, а в соседней Украине: "В настоящее время мы рассматриваем в качестве места для открытия производства город Севастополь в Крыму. В качестве базы мы планируем использовать уже имеющийся там комбинат, выпускающий компоненты для автопромышленности. Там есть собственный гельванический цех. Мы намерены производить компоненты из синтетических материалов, в частности, такие, как решётка радиатора, колпак колеса, эмблема автомобилей, декоративные детали для салона. Нечто подобное на крымском комбинате делали и раньше, поэтому мы его и выбрали. Почему мы выходим на этот рынок? Нам приходится следовать за нашими клиентами. Среди них и "Дженерал моторс", и "Форд", и "Даймлер-Крайслер", и "БМВ", и ”Фольксваген”. Взять, например, производство на Украине автомобилей принадлежащей концерну "Фольксваген" марки "Шкода". Скорее наоборот. Многие из иностранцев неоднократно жаловались на то, что им надоели бесконечные проверки и их раздражает необходимость получения бесчисленных справок и разрешений от самых разных инстанций. Если ситуация не изменится, то большинству россиян так и придётся довольствоваться пусть и недорогими, но малокомфортабельными, неэкологичными, не очень качественными и наконец просто устаревшими моделями отечественных производителей".