22.04.2003 Рынок печатной прессы получит миллиард долларов В следующем году объем рекламы в российских печатных СМИ составит почти миллиард долларов. Этими деньгами заинтересовались западные издательские дома, которые рассчитывают потеснить местных игроков, предложив рынку принципиально новый печатный продукт. Один из крупнейших в Европе издательских домов Axel Springer объявил о намерении выйти на российский рынок. Как сообщил RBC daily собеседник в этой немецкой медиа-компании, «мы уже ведем переговоры с рядом российских партнеров». По некоторым данным, речь идет о таблоиде для массового читателя, а также нескольких журналах. Интерес немцев к России объясняется очень просто – местный газетный и журнальный рынок сейчас является одним из самых перспективных в Европе. В нынешнем году объем рекламных поступлений в российские газеты и журналы достигнет миллиарда долларов. При этом многие из давно существующих изданий уже порядком «исписались» и чем-то принципиально новым своих читателей удивить не могут. Западные издательские дома, работающие на совершенно другом уровне, рассчитывают относительно легко переманить к себе российских читателей, предложив им собственный «оригинальный продукт». Компании Axel Springer, оборот которой в 2001 году превысил 2,5 млрд долларов, принадлежит несколько сотен европейских журналов и газет. Флагманскими изданиями являются крупнейшая немецкая желтая газета Bild и консервативная Die Welt. В последнее время Axel Springer, как, впрочем, и многие другие западные медиа-компании, пытается переключиться на рынки Восточной Европы и Азии. В Западной Европе местным издательским домам с каждым годом становится все труднее зарабатывать деньги: законодатели постоянно вводят различные ограничения, например на рекламу, а сам рынок уже давно насыщен. В то же время в развивающихся странах сейчас можно неплохо заработать. Например, в России, по данным международной компании Zenith Optimedia, в этом году рост рекламного рынка составит около 30%, в результате чего его объем превысит 3 млрд долларов, из которых около трети придется именно на печатные издания. По оценкам Андрея Федотова, исполнительного директора исследовательской компании RPRG, в прошлом году объем рекламы в российской прессе составил 690 млн долларов (с учетом всех скидок).«Из этой суммы на газеты пришлось 270 млн долларов, а журналы – 420 млн долларов, – сказал RBC daily Андрей Федотов. – По нашим оценкам, в ближайшие два-три года прирост рекламных доходов у российских печатных изданий составит 20-25%». Теоретически рост рекламных доходов в печатных СМИ мог быть и больше, но его существенно сдерживают крайне низкие расценки на рекламу на телевидении. «В прошлом году рост рекламных поступлений в газеты составил 23%, а в журналы 38%; в то же время объем всего рекламного рынка увеличился на 51%, – сказал RBC daily президент Российской Ассоциации Рекламных Агентств (РАРА) Владимир Евстафьев. – Отставание газетно-журнального рынка объясняется очень просто. Сейчас разместить рекламу на телевидении стоит очень дешево. Минута эфирного времени на общенациональном канале стоит в 5-7 раз меньше, чем во Франции. Неудивительно, что в этом случае число рекламодателей на телевидении резко увеличилось». Управляющий директор деловой газеты "Ведомости" Александр Гукасов также согласен с тем, что сейчас наблюдается некоторый отток рекламы из печатных СМИ на телевидение, хотя этот процесс касается в основном рынка массовых, а не нишевых печатных изданий. Правда, уже в этом году ситуация может коренным образом перемениться и начнется обратный процесс. В последние месяцы рекламные расценки на телевидении растут (до конца года телереклама может подорожать примерно наполовину), что может заставить рекламодателей вновь обратиться к печатным СМИ. Правда, выиграют от этого немногие. В России зарегистрировано более 30 тысяч газет и журналов, однако в настоящий момент лишь полтора десятка изданий зарабатывают на рекламе больше одного миллиона долларов в год. Вдобавок в ближайшее время на печатном рынке могут произойти существенные изменения в перераспределении рекламных потоков. Дело в том, что у появившихся в середине 90-х годов новых журналов и газет (условно говоря, «первая волна») отмечается явный кризис идей. По большому счету, они принципиально не изменялись за последнее десятилетие и уже сильно «приелись». С другой стороны, постепенно достигает своего предела и рынок лицензионных изданий, содержание которых зачастую совершенно не адаптировано под «национальные особенности», что вызывает отторжение. Таким образом, издатели, способные предложить читателям принципиально новый продукт, способны получить существенную часть от пресловутого «миллиарда». Хорошим примером в этом смысле является появившийся на рынке прошлым летом научно-популярный журнал «Ломоносов», который сейчас уже «перетягивает» рекламу, размещаемую обычно в деловых изданиях. По всей видимости, именно так собирается действовать и Axel Springer. Правда, в самой компании детали развития бизнеса в России пока не раскрывают. «Россия для Axel Springer является очень интересным рынком, и сейчас между руководством издательского дома и рядом возможных российских партнеров идут переговоры, но о каких-то сроках выхода нового журнала или газеты речи пока не идет», – заявил RBC daily источник в немецкой компании. Учитывая специализацию издательского дома на различных желтых или развлекательных изданиях, можно предположить, что российским читателем Axel Springer предложит один из своих таблоидов. Этот рынок в России практически пустует. Попытку закрепиться на нем сделала газета «День». Правда, так и не разобравшись с тем, как себя позиционировать, и не набрав профессиональных авторов, она, по мнению участников рынка, скоро прекратит свое существование. Как говорят участники рынка, весьма перспективна и ниша деловых изданий, в первую очередь журналов. По данным Андрея Федотова из RPRG, доходы за прошлый год от прямой рекламы у журналов «Деньги» и «Эксперт» составили примерно по 12-13 млн долларов. При этом, по некоторым оценкам, издержки составляют порядка 3-5 млн долларов. Хотя определенные попытки запуска деловых изданий предпринимались в последние годы неоднократно (в частности, недавно на рынке появился журнал «Смысл»), серьезных конкурентов лидерам рынка, «Эксперту» и «Деньгам», так и не появилось и в итоге они аккумулировали практически весь рекламный рост в этом сегменте в прошлом году. Ранее о создании своего делового журнала размышляло Independent Media, которое также вело переговоры о покупке «Эксперта» (как напрямую, так и через своих западных партнеров). Как сообщил RBC daily Александр Гукасов, «возможность издания холдингом собственного делового журнала обсуждается пока на уровне идей». «Хорошему деловому изданию всегда есть место на рынке», – отмечает он. |