27.04.2003 Бедность населения тормозит развитие отечественной экономики Готовых рецептов решения этой проблемы эксперты пока не видят. Выступая 27 марта с докладом на международной конференции "Рост прибылей и устойчивое развитие бизнеса", организованной журналом Economist в Москве, глава компании "Базовый элемент" член бюро РСПП Олег Дерипаска сделал несколько программных заявлений. По мнению предпринимателя, стратегическими задачами, стоящими перед Россией, являются борьба с бедностью населения и так называемым административным капиталом. Инициатива предпринимателя вызвала широкую дискуссию и получила множество откликов. "Рост ради роста никому не нужен" "В стране, где более трети населения живут за чертой бедности, а основой экономики является сырьевой сектор, устойчивого развития быть не может, - считает Олег Дерипаска. - Даже не только по моральным мотивам, а в силу чисто прагматических соображений важно признать, что в настоящее время концентрация усилий должна быть направлена на борьбу с бедностью. При этом приоритет следует отдать решению социальных проблем, а устойчивое развитие экономики, ее рост в таком контексте становятся уже не самоцелями, а средствами и даже объективными следствиями решения проблемы бедности". Вряд ли возможно оспаривать, что бедность является одной из серьезнейших проблем российской экономики. "С тем, что говорить надо о борьбе с бедностью как о приоритете, можно согласиться: действительно экономический рост ради роста никому не нужен, - уверен директор департамента стратегического анализа "ФБК-консалтинг" Игорь Николаев. - В любом случае, что ни поставь в качестве приоритета - борьбу с бедностью или экономический рост, мы выйдем на следующую проблему. Главное - что делать и как бороться с бедностью, и здесь важен уровень оплаты труда". Причины сложившейся бедственной ситуации с доходами населения аналитик ФБК видит в крайне низком уровне оплаты труда в бюджетной сфере. "С начала реформ мы ушли от единого сектора, который можно назвать государственным бюджетом. Появился новый предпринимательский сектор, зарплаты в котором значительно выше, чем в бюджетном. Оклад по самому высокому 18-му разряду единой тарифной сетки составляет 2400 руб. Такой оклад получают главврачи больниц, ректора вузов. Деньги смешные. Понятно, что руководители вынуждены различными путями повышать его себе. У них есть для этого возможности, а у рядовых сотрудников такой возможности нет, и в целом заработок в бюджетном секторе очень низкий", - поясняет Игорь Николаев. Солидарен с Олегом Дерипаской и Виталий Тамбовцев, профессор экономического факультета МГУ: "Борьба с бедностью - цель, безусловно, благородная, заниматься этим нужно всегда. Чем меньше будет бедных, тем устойчивее и лучше будет страна. Предложение о борьбе с бедностью путем увеличения экономического роста, создания новых рабочих мест, стимулирования инвестиций - это все совершенно корректно, за исключением одной детали. Речь идет о снижении налогов и всего прочего". Снижение налогов как путь к увеличению богатства нации. Снижение налогов - один из ключевых пунктов программы Олега Дерипаски, который предложил два направления по решению проблемы бедности. Первое из них предполагает увеличение доходов населения благодаря ускорению темпов роста экономики за счет скорейшего снижения налогов и удешевления стоимости денег для предприятий. Второе - в ужесточении контроля за естественными монополиями с тем, чтобы доходы населения не сокращались в результате роста цен на их услуги. Вместе со снижением налогов сократятся доля государства в экономике в целом и расходы бюджета в частности. Виталий Тамбовцев, впрочем, сомневается, что роль бюджета следует ограничить: "Есть такие области в экономике, в которые сэкономленные при снижении налогов деньги бизнесмены никогда добровольно не отправят. Я говорю о производстве общественных благ, которым занимается государство. Бизнесу этим заниматься невыгодно. Поэтому есть довольно-таки четкие пределы снижения налогов".Однако Евгений Гавриленков, главный экономист "Тройки-Диалога", напротив, уверен в том, что бороться с бедностью нужно не через федеральный бюджет, увеличивая социальные расходы: "Понятно, что какой-то необходимый уровень расходов должен быть для тех, кто самостоятельно не может обеспечивать себя (дети, пенсионеры, инвалиды). А так борьба с бедностью, безусловно, означает снижение безработицы, создание новых рабочих мест, устранение административных барьеров для начала и ведения бизнеса. Здесь эта позиция совпадает с декларациями правительства. Тезисы поставлены правильно. Я бы не согласился, точнее, не совсем согласился с постановкой вопроса о необходимости снижения тарифов естественных монополий. Понятно, что если бы все было бесплатно, то жить было бы проще. Естественно, в нашей стране цены на энергоносители и электроэнергию не должны быть как в Европе или Америке, поскольку мы страна, самостоятельно добывающая сырье и имеем конкурентное преимущество. Но скорее всего в наших условиях мы наталкиваемся на проблему структурных реформ - до сих пор нет ясности с тем, как организовать рынки на электроэнергию, газ. В этой ситуации плавное повышение тарифов вполне оправданно. При этом, мне кажется, что при либерализации рынков энергоносителей цены не выросли бы на порядок, а стабилизировались бы очень скоро на приемлемом для экономики уровне". В вопросе контроля над тарифами естественных монополий Виталий Тамбовцев оппонирует Евгению Гавриленкову: "Говоря о сдерживании тарифов, я бы сначала измерил у естественных монополий издержки, поскольку это как раз и есть самый темный вопрос. Ко мне год назад приходил старый знакомый, который предложил мне заняться измерением издержек на нефтедобывающем предприятии, где он работал. Я его спрашиваю: почему же вы сами не можете измерить свои издержки? Он мне ничего не ответил. В целом же влияние тарифов на экономику очень велико и контроль тарифов очень важен". Неэффективное государство и коррупция пожирают доходы бизнеса и населения Олег Дерипаска, выступая на конференции, наряду с проблемой бедности отметил и проблему борьбы с административным капиталом - сложившимся в нашей стране "особым типом паразитического капитала, возникшего в результате слияния государственных чиновников всех уровней и частного бизнеса". По словам Олега Дерипаски, "на практике этот альянс чиновничества с частью бизнеса занимается перекачкой финансов и с рынка, и из государственной казны в карманы административных капиталистов". По словам предпринимателя, для борьбы с административным капиталом необходимо повысить прозрачность административных органов, ввести в практику контроль и оценку деятельности как властных структур, так и отдельных чиновников, сформировать ясную, однозначно трактуемую систему персональной ответственности представителей всех уровней власти. По сути, Олег Дерипаска высказал свою точку зрения на административную реформу в широком смысле, над которой работает правительство. На первый взгляд эти темы - борьба с бедностью, снижение налогов и административная реформа - никак не связаны между собой. Однако Евгений Гавриленков уверен в том, что проблему снижения налогов нет смысла отрывать от административной реформы и такой проблемы, как качество услуг, предоставляемых государством. В нашем случае, когда общим местом стало то, что все недовольны низким качеством услуг, когда административные барьеры очень высоки, необходимо снижать налоги, в первую очередь социальный налог. Намерение правительства провести административную реформу очень правильное. При этом сокращение численности занятых в госуправлении, сокращение министерств - это всего лишь следствие реформы. Проблема в том, что правительство сегодня функционирует достаточно беспорядочно, ведомства занимаются одними и теми же проблемами, много дублирующих функций. Кроме того, министерства зачастую ответственны и за выпуск нормативных актов, и за их исполнение, а это почва для коррупции. Очевидно, что провести административную реформу быстро не получится, поэтому надо снижать налоги. Снижение налогов здесь - это компенсация высоких расходов бизнеса на преодоление административных барьеров, уверен Евгений Гавриленков. Аналогичной позиции придерживается и эксперт ФБК Игорь Николаев, усматривающий связь между громоздким, неэффективным госсектором и проблемой бедности. Проблема борьбы с бедностью очень важна, но решать ее надо прежде всего путем реформирования госсектора, со значительным повышением зарплат бюджетникам. Ведь это ненормально, когда в условиях профицита, высоких цен на нефть остаются такие низкие зарплаты в бюджетном секторе. Тем не менее эксперты отмечают, что последствия сращивания бизнеса и власти - то, что и имел в виду Олег Дерипаска, говоря об административном капитале, - крайне негативно сказываются на экономике. Одна из главных наших бед - это неравные условия конкуренции, уверен Виталий Тамбовцев. Эти неравные условия конкуренции искажают ценовые сигналы, сдвигают стимулы и так далее и так далее. В основе существования неравных условий лежит как раз сращивание бизнеса и бюрократии. В результате для своих условия хорошие, для несвоих - плохие. Яркий пример тому - Москва. Существование государственных служащих, чиновников неизбежно. Вопрос в том, в каком масштабе они существуют, не делают ли они лишнего. Состав их функций должен быть минимален, и они не должны ничего делать, кроме производства общественных благ. Внутри же этой области ситуация такая же, как в свое время Уинстон Черчилль охарактеризовал демократию: "Это плохой способ управления, но ничего лучше еще не придумано". Общественные блага - это объективность, производить их надо, а иначе как с помощью госслужащих сделать это нельзя. Так что бюрократия - это некая неизбежность. Хотя, безусловно, частные локальные улучшения здесь возможны. Правда, предлагаемые Дерипаской механизмы, такие, как оценка деятельности чиновника по конкретному результату, не всегда возможны. Есть даже такая экономическая теория стимулирующих контрактов, показывающая, как можно настроить стимулы, которые обеспечивали бы высококачественную работу, и так далее, но это возможно лишь при наличии измеримых результатов, а как только измеримость исчезает, теория перестает работать, считает профессор. Впрочем, Игорь Николаев из ФБК полагает, что есть еще и другая проблема - это административная, или статусная, рента, которую имеют чиновники: "К сожалению, сегодня единственное, что движет чиновниками, - это возможность получения статусной ренты. За счет откатов при госзаказах, за счет лицензирования, сертификации, за счет многих других инструментов. Еще я бы выделил очень опасную тенденцию последнего времени - у нас чиновники, вкусив административной ренты, перестали удовлетворяться получением отката. Они теперь хотят получить бизнес под свой контроль. Естественно, что захватить какую-то крупную, успешную компанию достаточно сложно, а вот обложить среднюю развивающуюся фирму очень даже возможно. В результате, когда с помощью административных рычагов захватывается динамичный бизнес, он, как правило, быстро перестает быть динамичным и развивающимся". |