18.06.2003  Эксперты предсказывают бум потребительского кредитования в России

   Через два-три года в России начнется бум потребительского кредитования, считают в компании Ernst & Young (E&Y). По оценке ее экспертов, до 20 - 30% автомобилей и бытовой техники россияне будут покупать в кредит, а банки одолжат им на эти цели до $2 млрд. Таким же станет и спрос на ипотечные кредиты после неизбежного падения ставок до уровня менее 10% годовых в валюте, считают в E&Y. Пока потребительское кредитование в нашей стране слабо развито (лишь около 20 банков финансируют покупку бытовой техники и автотранспорта) , а ипотечное кредитование "находится на начальном этапе развития", отмечает E&Y в обзоре "Взгляд на Россию". По оценке директора отдела корпоративных финансов E&Y Александра Сапожникова, к концу 2002 г. кредиты банков на покупку автомобилей и бытовой техники составляли всего $200 - 300 млн. "В ближайшие два года рынок будет расширяться и кредитный портфель [банков] может достигнуть $2 млрд. По пессимистическому сценарию - около $1 млрд через два-три года", - говорит он. Оптимистический сценарий E&Y основан на том, что к концу 2006 г. в кредит будут приобретаться около 20% бытовой техники и российских автомобилей и около 30% новых иномарок. Аналитик ИК "Проспект" Марат Ибрагимов считает планку в $2 млрд реальной, если кредитные схемы приживутся в регионах и не случится банковского кризиса: "Рынок новых автомобилей в 2003 г. оценивается в $6,5 млрд, и если допустить, что до 20% отечественных машин и 30% иномарок будет продаваться по кредитным схемам, то лишь на автокредитование придется как минимум $1,5 млрд". По данным зампреда правления банка "Русский стандарт" Михаила Березова, сейчас в кредит продается лишь 2 - 3% российских машин и 5 - 10% бытовой техники. А потенциальный спрос на такие кредиты в "Русском стандарте" оценивают в $2 млрд. Березов считает, что прогноз E&Y может сбыться к концу 2005 г. "Обороты розничной торговли стабильно растут, растет и доля организованной торговли - основного канала предоставления банками потребительского кредита", - говорит он. А в E&Y подчеркивают, что выход розничных сетей в регионы дает банкам "возможность легко расширить действие своих программ за пределами Москвы".