05.08.2003  Архангельская область: главным тормозом в развитии женского предпринимательства являются финансовые проблемы

   Северодвинские женщины-предприниматели видят в бизнесе средство самореализации и интересное дело, больше всего ценят семейную жизнь, нацелены на следование этическим нормативам и не отмечают препятствий для женщин в бизнесе – результаты интерактивного исследования северодвинского факультета социологии Севмашвтуза по теме "Женщина и бизнес". В ходе исследования было опрошено 20 человек.
   Исполняющая обязанности начальника управления экономики администрации Северодвинска Наталья Выжлецова предоставила журналистам результаты исследования, проведенного выпускницей факультета социологии северодвинского Северного высшего технического учебного заведения (Севмашвтуз) Аленой Клешниной по теме "Анализ особенностей женского предпринимательства на примере города Северодвинска".
   В ходе опроса было выявлено, что среди сфер предпринимательской деятельности наиболее распространенными среди женщин являются: торговля (45% опрошенных являются предпринимателями в данной отрасли), 20% - общепит; 20% - сервис; 10% - здравоохранение; 5% - наука, научное обслуживание. Результаты подтверждают приоритетность сфер обслуживания и торговли в женском предпринимательстве. По данным исследования, 45% женщин возглавляют предприятия с численностью занятых до 10 человек и 55% - с численностью занятых от 10 до 30 человек. По мнению автора опроса, это связано с тем, что женское предпринимательство в основном развито в тех отраслях, технология которых не претендует на большое количество работников. Так же это может быть связано с отсутствием у женщин капитала для создания более крупных предприятий.
   На первом месте среди мотивов прихода женщин в бизнес стоит материальная надежность (30%), самореализация - 25%, интересное содержание работы - 15%, забота о тех, кто рядом - 10%, 5% - желание руководить, 5% - стремление к новизне, 5% - самоуважение.
   Главными жизненными ценностями для женщин-предпринимателей являются: счастливая семейная жизнь (65%), для 55% женщин – здоровье, 50% отметили материальное благосостояние, 40% - интересную работу, 20% - активную деятельную жизнь, 20% - уверенность в себе, 15% - любовь. Таким образом, на первое место женщины ставят личные ценности, и только потом ценности, связанные с профессиональной деятельностью.
   На вопрос о том, что имеет большую значимость семья или профессиональная деятельность 80% женщин ответили, что семья и профессиональная деятельность имеют одинаковое значение, и для 20% - семья стоит на первом месте.
   Для 60% женщин этические нормы являются необходимым условием успеха. Для 40% женщин, соблюдение этических норм является делом совести. Так недопустимыми в бизнесе 55% женщин-предпринимателей считают непорядочность, а 40% - выход за рамки Уголовного кодекса.
   При проведении исследования респондентам предлагалось определить, существуют ли препятствия для развития женского предпринимательства. 25% отметили, что препятствия есть; 65% - что никаких препятствий нет. Но в то же время при ответе на вопрос: "Что именно препятствует развитию женского бизнеса?" 50% всех опрашиваемых отметили отсутствие начального капитала, то есть главным тормозом в развитии женского предпринимательства являются финансовые проблемы.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Архангельские новости"