05.08.2003  Челябинская область: тысячный кредит по программе поддержки малого бизнеса

   Челиндбанк выдал тысячный кредит по программе Российского фонда поддержки малого бизнеса, созданного при Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). Получателем его стал челябинский предприниматель, совладелец клуба "Спорт Тайм" Андрей Киселев.
   Прежде, чем уйти в бизнес, он серьезно обдумывал этот важный для себя шаг. Раньше работал на заводе, а после окончания института физкультуры был инструктором производственной гимнастики в депо N 1. Поэтому насчет специализации в бизнесе сомнений не испытывал. Съездил в Москву, чтобы оценить перспективу. Вначале арендовал с партнером помещение для оздоровительного клуба. Купив помещение, задумался о современных тренажерах. Так, собственно, и вышел на европейскую программу, объехав прежде несколько банков. Расплатится с нынешним кредитом, говорит он о дальнейших своих планах, и вновь возьмет в долг - надо развиваться.
   ЕБРР поддерживает так называемые проекты роста в странах с переходной экономикой. Вначале он искал в России деловых партнеров преимущественно в Москве. Но кризис 98-го года поставил в неудобное положение прежде всего крупные столичные банки, что заставило международный институт поменять приоритеты, обратить внимание на провинцию. Первым региональным учреждением, с которым он начал сотрудничество после дефолта, был Челиндбанк.
   “В 2000-2001 годах мы почувствовали, - рассказывает первый заместитель гендиректора Челиндбанка Луиза Байль, - что упор надо делать на кредитование не крупных предприятий, а представителей растущего сектора экономики. Стратегические проекты заводов требовали больше ресурсов, чем можем предоставить. На такие мысли и "легло" предложение Европейского банка, оказавшееся созвучным представлениям о текущем моменте. Был подписан договор о выделении кредитной линии на пять миллионов долларов для развития в области малого бизнеса. За год мы перевыполнили намеченные для себя планы. Появилось ощущение, что благодаря совместным усилиям стал интенсивнее расти новый класс. У нас уже есть клиенты, которые успели за короткий срок перейти в другую "весовую категорию", стать предпринимателями более высокого уровня”.
   “Одна из основных проблем малого бизнеса сегодня связана с недоступностью дешевых финансовых ресурсов, - продолжил тему первый вице-губернатор Владимир Дятлов. - Проект ЕБРР в этой связи можно назвать прорывным. Банки не доверяли, и, наверное, обоснованно, свои деньги субъектам малого предпринимательства, поскольку залоговый механизм несовершенен. То имущество, которым располагают частники, находится порой в тени - не оформлено и нигде не числится. Поэтому у банков не было твердых гарантий возврата кредитов. Появление на нашем рынке крупного игрока произвело некоторую корректировку. ЕБРР реализует свою программу через российских коллег, которые сами удивились тому, что возвратность денег чрезвычайно высока”.
   Эксперты Российского фонда поддержки малого бизнеса ЕБРР Олег Юшков, Евгений Немеринский и Гернот Кулиш нарисовали портрет типичного заемщика. Это женщина 39 лет. Занимается торговлей. Берет кредит на сумму 130 тысяч рублей, в основном для того, чтобы купить товар. О том, что может взять в долг у банка, узнает, как правило, от знакомых, подруг. Число занятых в ее бизнесе - семь человек. Значит, помимо того, что кормит семью, она создает еще дополнительные рабочие места.
   С учетом психологических особенностей этой категории выбирается "формат сотрудничества". Поскольку большинство посетителей приходят в банк впервые, в соответствие с западными технологиями следует сделать процедуру не пугающей, а будничной, как поход в магазин: сектор, где оформляются кредиты, разместить недалеко от входа в офис, по возможности освободить от контрольно-пропускных устройств. А экспертами должны работать молодые девушки, которые легко находят общий язык с представителями сильной половины человечества и с представительницами прекрасной его части.
   Cпециалисты утверждают: менталитет предпринимателей меняется, хотя многие из них по-прежнему продолжают искать средства на черном рынке у ростовщиков, а не в банках. Если раньше частнику было важно найти материальный ресурс, а уж потом он задумывался над тем, как его использовать, теперь все наоборот: средства ищут под цель. Это - общее для всех регионов России. Есть, однако, и местные особенности. Южноуральского заемщика отличает психологический настрой. По преимуществу эту территориальную группу образуют люди с активной жизненной позицией, которые ушли с завода, чтобы наладить свое дело. Они порядочны и открыты для общения. Поэтому, по мнению специалистов Российского фонда поддержки малого бизнеса, развивать кредитование частного сектора на Южном Урале можно эффективнее, чем, скажем, на южных рубежах державы.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Челябинский рабочий"