31.08.2003 Таможню отдадут в частные руки Сейчас на российских погранпереходах можно наблюдать многодневные очереди автопоездов в ожидании досмотра. Ассоциация международных перевозчиков предложила решить эту проблему радикально – создать единый орган управления переходами и передать прилегающие к ним участки земли в частные руки. На днях, выступая на заседании коллегии Минтранса РФ, президент Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Юрий Сухин заявил, что в России необходимо решать проблему простоев на погранпереходах, которая является одним из основных препятствий на пути развития международных автоперевозок. Частично разрешить ситуацию позволил недавний приказ ГТК России, в соответствии с которым таможенный контроль был снят с границы и перенесен на внутренние таможни. Однако кардинальным решением проблемы, по мнению Юрия Сухина, может стать передача погранпереходов в руки частного капитала. Предприниматели могут инвестировать средства в развитие инфраструктуры погранпереходов, получая взамен льготные условия для ведения бизнеса в данном районе. Однако многие грузоперевозчики неоднозначно относятся к такому нововведению, считая, что это повлечет за собой рост тарифов при прохождении таможенного контроля. Как объяснили RBC daily в пресс-службе АСМАП, предложение Юрия Сухина о передаче погранпереходов в руки частного капитала подразумевает под собой создание единого управляющего органа, который бы координировал работу всех пограничных ведомств, а также привлечение частных инвесторов для развития инфраструктурного комплекса. Сейчас все процедуры, которые должен пройти грузоперевозчик (пограничный и паспортный контроль, таможенный, ветеринарный, фитосанитарный досмотр), осуществляются совершенно разными службами. Кто в итоге отвечает за порядок досмотра, непонятно – в нынешний управляющий орган (администрацию погранперехода) входят представители всех ведомств. «Большая часть проблем решится, если управление будет передано в одни руки, с условием, что этот орган не будет подчиняться ни одной из сторон», – сказала RBC daily представитель АСМАП Антонина Камчатова. В настоящее время, по информации Юрия Сухина, простои перевозчиков на автомобильных пунктах пропуска порой достигают 40 часов, причем водитель в это время не имеет возможности отдыхать: колонна двигается каждые 20 минут с мизерной скоростью. Длина очереди при этом может достигать 20 км. «При общем времени рейса в 4-5 дней непосредственно дорога занимает только 2 дня – остальное время уходит на прохождение таможенных процедур», – сказали RBC daily в АСМАП. Есть примеры, когда через отдельные погранпереходы проходит всего 300 автомашин, тогда как должны проходить до 1,3 тыс., остальные задерживаются на четверо и более суток. «Таможенный контроль и переоформление документов приводят к тому, что наши контейнеры на границе с Китаем простаивают в среднем до 6 дней», – сказал RBC daily представитель компании «Юнитранс». По словам сотрудника группы компаний «Алекс Групп», занимающейся международными перевозками, простои связаны с длительной процедурой оформления документов, когда «таможенники цепляются буквально ко всему», а также с длительностью самого досмотра, который «постоянно затягивается и откладывается по неизвестным причинам». Однако страдают не только грузоперевозчики или грузовладельцы, у которых срываются сроки поставок, – как сообщил Юрий Сухин, из-за простоев на погранпереходах государственный бюджет страны ежегодно недополучает порядка 500 млн долл. В Государственном таможенном комитете RBC daily отказались комментировать сложившуюся ситуацию, однако в АСМАП сказали, что идею решения проблемы простоев на погранпереходах путем передачи их в частные руки поддержали в Минтрансе РФ. «Минтранс уже поручил АСМАП подготовить свои предложения по данному проекту, а в ближайшее время должна начаться подготовка соответствующего постановления правительства», – сказала Антонина Камчатова. Однако, как выяснилось, непосредственно контролировать работу погранпереходов частники не смогут. Управление погранпереходами, согласно предложению Юрия Сухина, должно быть передано Государственной службе дорожного хозяйства Минтранса России (Росавтодору), а частные компании смогут взять в аренду прилегающие к переходам участки земли. «Инвестиций в развитие погранпереходов можно ожидать только в том случае, если частные компании будут уверены, что их никто не выгонит с данной земли через месяц-другой», – отметила Антонина Камчатова. По ее словам, взамен инвестиций предприятия получат льготные условия для ведения бизнеса в данном районе – построения собственной инфраструктурной сети с гостиницами и местами общественного питания. Сами грузоперевозчики к идее работы на погранпереходах частных инвесторов относятся неоднозначно. С одной стороны, они заинтересованы в увеличении пропускной способности перехода, скорости досмотра и качества обслуживания. Однако, с другой стороны, у них возникают опасения необоснованного повышения тарифов на таможенный досмотр и обслуживание. «Любая коммерческая структура ориентирована на зарабатывание денег, и если частная компания берет в свои руки работу погранперехода, это обязательно приведет к росту транспортных издержек», – сказал RBC daily представитель компании «Транс Групп АС» Дмитрий Николаев. То, что, по сути дела, отвечать за проведение процедуры досмотра будет Росавтодор, грузооператоров особо не обнадеживает. «Еще неизвестно, как сложатся отношения у частного инвестора и управляющей структуры», – отметил RBC daily гендиректор транспортно-экспедиционной компании «Олби-Транс» Игорь Зеленко. Однако в АСМАП уверены, что новая система организации работы погранпереходов будет выгодна и грузоперевозчикам, и государству. «Непонятно, насколько быстро можно осуществить данный проект, – здесь задействовано слишком много участников, – но проблема простоев приобрела настолько масштабный характер, что в ее скорейшем решении заинтересованы все, кого она непосредственно коснулась», – говорит Антонина Камчатова. |