23.09.2003  РАО "ЕЭС России" ведет подготовку ряда энергетических проектов в странах ближнего зарубежья

   РАО "ЕЭС России" ведет подготовку ряда энергетических проектов в странах ближнего зарубежья, связанных не только с расширением экспорта электроэнергии, но и с эксплуатацией местных предприятий энергетики.
   Реализация межгосударственных проектов в области энергетики в СНГ и странах Балтии стала возможной после того, как РАО "ЕЭС России" удалось создать единое энергетическое пространство на территории бывшего СССР. В настоящее время Единая энергосистема России работает в параллельном режиме с энергосистемами 14 бывших союзных республик, чего не было даже во времена СССР. Это позволяет существенно повысить надежность энергосистем наших стран, а также поддерживать высокий уровень качества (частоты) электрического тока на основе единых технологических стандартов.
   В 2003 году РАО "ЕЭС России" активизировало работу своих дочерних структур, действующих непосредственно на рынках зарубежных стран. Это позволит перейти от оптовых продаж электроэнергии зарубежным электроэнергетическим компаниям к поставкам электроэнергии конечным потребителям. При этом дочерние компании РАО "ЕЭС России" будут не только "розничными" перепродавцами российской электроэнергии, но и выступят организаторами поставок энергии в третьи страны, экспорт в которые непосредственно из России неэффективен в силу высоких тарифов на транзит электроэнергии.
   Грузия. Завершено оформление сделки одной из компаний группы РАО "ЕЭС России" по покупке акций компаний, владеющих рядом энергетических активов в этой стране. В их числе - 75% акций АО "АЭС Теласи" (электросетевое хозяйство г. Тбилиси), 100% акций ООО "АЭС Мтквари" (блоки № 9 и 10 Тбилисской ГРЭС), 50% акций ООО "АЭС Трансэнерджи" (предприятие, осуществляющее экспорт электроэнергии), права на управление двумя гидроэлектростанциями Храмеси. По завершении сделки с AES РАО "ЕЭС России" приобретет контроль над 20% генерирующих мощностей Грузии и поставками электроэнергии 35% потребителей Республики, а также получит возможность расширения экспорта электроэнергии в Турцию.
   РАО "ЕЭС России" также рассматривает возможность получения в управление крупнейшей гидроэлектростанции Грузии - Ингури ГЭС, которая нуждается в серьезной реабилитации.
   Кроме того, в РАО "ЕЭС России" изучают возможность реабилитации каскада Перепадных ГЭС и Сухумской ГЭС в Абхазии. Эти станции требуют капиталовложений в $30-33 млн. при сроках окупаемости от 4 до 6 лет. По расчетам специалистов, возобновление работы станций позволит осуществлять как поставки электроэнергии в Грузию (что будет способствовать снижению энергодефицита в республике), так и экспортные поставки в Турцию и Азербайджан.
   Армения. РАО "ЕЭС России" ведет активную работу по переводу в собственность или получению в управление входящими в холдинг РАО "ЕЭС России" компаниями ряда электроэнергетических объектов этой республики, в частности: Разданской ТЭС, Армянской АЭС и пяти гидроэлектростанций Севано-Разданского каскада. Кроме того, РАО "ЕЭС России" рассматривает возможность получить в аренду на длительный период времени межгосударственные линии электропередачи, соединяющие Армению с Грузией, Ираном и Турцией (все ВЛ 220 кВ). Эти линии дают возможность передавать избыточную электроэнергию из энергосистемы Армении в другие страны.
   Молдова. РАО "ЕЭС России" намерено принять участие в приватизации Молдавской ГРЭС. Последующая модернизация этого объекта позволит ежегодно экспортировать до 5 млрд. кВт.ч электроэнергии в Румынию и Болгарию. Для реализации этого проекта необходимы инвестиции в размере $30 млн., срок окупаемости проекта - 6 лет. Уже в середине октября 2003 года планируется провести переговоры по приватизации Молдавской ГРЭС с правительствами Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдавия.
   Украина. РАО "ЕЭС России" рассматривает возможность участия в приватизации областных электрораспределительных компаний республики. При этом бизнес с Украиной перспективен не только с точки зрения двусторонних экспортно-импортных операций, транзита электроэнергии, но и с точки зрения реализации совместных проектов по экспорту электроэнергии в страны Европы.
   Белоруссия. Приоритетным проектом РАО "ЕЭС России" является увеличение экспорта с Березовской ГРЭС, которая находится на территории республики и в настоящий момент поставляет электроэнергию в Польшу. Реализация проекта позволит увеличить текущие поставки электроэнергии в 1,5 раза. При существующей конъюнктуре рынка Польши, инвестиции окупятся в течение одного года работы. РАО "ЕЭС России" также рассматривает возможность получения в аренду Березовской ГРЭС (всей станции или отдельных блоков) и модернизации энергоблоков с увеличением их мощности.
   Таджикистан и Киргизия. В августе с.г. РАО "ЕЭС России" приступило к осуществлению проекта по организации поставок электрической энергии из Таджикистана и Киргизии в Россию через энергосистемы Узбекистана и Казахстана. РАО "ЕЭС России" удалось не только решить основные технические вопросы передачи электроэнергии, наладить взаимодействие диспетчерских служб этих государств с "Системным оператором - ЦДУ ЕЭС" (100%-ная дочерняя компания РАО "ЕЭС России"), но и добиться, чтобы транзит электроэнергии по сетям Казахстана и Узбекистана осуществлялся на взаимовыгодных коммерческих условиях. Импорт в Россию дешевой электроэнергии, вырабатываемой таджикскими и киргизскими ГЭС, будет способствовать улучшению стоимостного баланса Федерального оптового рынка электрической энергии (мощности).
   Для обеспечения надежности поставок РАО "ЕЭС России" рассматривает возможность достройки Сангтудинской ГЭС в Таджикистане. В настоящее время в РАО началась подготовка обоснования инвестиций в завершение строительства станции. Активное участие в осуществлении этих проектов принимает Интеграционный комитет Европейско-Азиатского Энергетического содружества (ЕврАзЭС).
   Казахстан. РАО "ЕЭС России" реализует в республике ряд проектов, в первую очередь, связанных с осуществлением взаимных поставок и транзита электроэнергии. Кроме того, РАО "ЕЭС России" работает над созданием совместного российско-казахстанского предприятия на базе Экибастузской ГРЭС-2. Завершение этого проекта осложняется тем, что Правительство Казахстана до сих пор не приняло ранее согласованную схему урегулирования взаимных имущественных и долговых обязательств. Это позволило бы погасить задолженность казахстанской стороны за период 1992-1997 гг. и завершить создание СП к концу сентября 2003 г. (как это было предусмотрено Планом, подписанным Министерством энергетики и минеральных ресурсов Казахстана).