08.10.2003 Министерский десант подчеркнул значимость Астрахани для России Именно так охарактеризовал вице-премьер российского правительства Владимир Яковлев три события, которые прошли на минувшей неделе в Астраханской области. Их значение трудно переоценить как для региона, так и для России, поскольку все три события связаны с развитием международного транспортного коридора “Север-Юг” и развитием астраханского транспортного узла, который становится ключевым на Юге России. Но, пожалуй, самый большой праздник в этот день был у астраханского губернатора Анатолия Гужвина, пишет «Волга» Ведь его инициатива десятилетней давности по созданию коридора “Север-Юг”, помноженная на поддержку президента и правительства, обретает сегодня конкретные очертания. Но по порядку. Первым был открыт контейнерный терминал в порту Оля, куда вице-премьер вместе с министром транспорта Сергеем Франком и президентом ОАО “Российские железные дороги” Геннадием Фадеевым отправились сразу по прилете в Астрахань. По словам Владимира Яковлева, “это первый контейнерный терминал России на Каспии, являющийся важнейшей составной частью международного транспортного коридора “Север-Юг”. Строительство и эксплуатацию терминала осуществляет ООО “Квантум Петролеум”, входящее в группу компаний First Quantum, ориентированных на экспортно-импортные грузы из Ирана и Индии. Общий объем инвестиций в строительство терминала составит 5 млн. долларов. Объем первоначальных инвестиций составил 3 млн. долларов, из которых 2,5 млн. долларов пошли на техническое оснащение терминала. На первом этапе работы терминал способен перерабатывать до 6 тыс. контейнеров в год. При увеличении грузопотока с вводом в эксплуатацию железной дороги до порта Оля будет произведено дооборудование терминала, и он сможет перерабатывать около 18 тысяч контейнеров в год. Как подчеркнул присутствовавший на церемонии открытия терминала министр транспорта РФ Сергей Франк, “это реальный вклад в выполнение тех задач, которые перед нами поставили президент и правительство по укреплению транспортных позиций России на Каспии”. Что касается вопроса о конкуренции портов, то, по словам Сергея Франка, “существует программа развития портовых мощностей на Каспии, которая учитывает их глубокую специализацию. У каждого порта будет свое будущее. В Махачкале будут развиваться нефтеперевалка и железнодорожное паромное сообщение. Оля будет заниматься контейнерными перевозками. Работа есть для всех”. И об этом говорит то, что в прошлом году объем перевозок на каспийском направлении увеличился на 30-40%. За пять лет в порту Оля грузопотоки выросли в десять раз, и транспортники буквально задыхаются, едва справляясь с растущими грузопотоками. Самым интересным было пожелание Владимира Яковлева о том, чтобы уже через несколько лет село Оля приобрело статус “города”, а сам порт стал крупнейшим на Юге России. Это необычное пожелание прокомментировал губернатор Анатолий Гужвин: “В самое ближайшее время с участием компаний, работающих в Лиманском районе, будет разработана программа социального развития поселков Оля и Яндыки. Возможно, городами они и не станут, но зато будут приведены в нормальный благоустроенный вид”. Терминал в порту Оля, это, конечно, замечательно. Но, пожалуй, главным событием этого дня стала укладка первого звена железной дороги, которая соединит порт Оля с сетью магистральных железных дорог России. Ее протяженность составит 54 километра, и 11 километров будут уложены уже в этом году. А к 1 августа 2004 года по этой дороге уже пойдут первые грузы из порта Оля. Президент ОАО “Российские железные дороги” Геннадий Фадеев отметил, что с окончанием строительства железной дороги можно будет говорить о том, что будет полностью завершено формирование транспортного коридора “Север-Юг”. С вводом нового участка железной дороги Яндыки – порт Оля предполагаемый грузопоток по ней на 2005 год составит около 4 млн. тонн, а к 2010 году он вырастет до 8 млн. тонн. Именно поэтому проект стоимостью в 3 млрд. рублей, по словам Геннадия Фадеева, “легко окупится за 3,5 года”. Финансирование таких проектов, по словам Владимира Яковлева, может осуществляться из любого источника, лишь бы они появлялись. Что касается железной дороги к порту Оля, то здесь финансирование строительства полностью взяло на себя ОАО “РЖД”. В заключение визита высоким гостям было предложено принять участие в сдаче в эксплуатацию еще одного объекта – нефтетерминала в поселке Ильинка, который станет одним из самых мощных нефтетерминалов на Юге России. Необходимость строительства нефтетерминала и подъездного железнодорожного пути к нему длиной 14 километров было обусловлено большим объемом каспийской нефти ее перевалки с танкеров на железнодорожный транспорт. В мае 2001 года было подписано трехстороннее соглашение между МПС РФ, НК “ЛУКОЙЛ” и администрацией области о начале строительства нефтяного комплекса. МПС брало на себя строительство 14 км дороги (600 млн. руб.), соединяющей его с магистральными железнодорожными сетями России, а НК “Лукойл” строительство современной сливно-наливной эстакады. Сегодня первые 50 цистерн были поставлены под загрузку на этом терминале. Первая очередь терминала будет способна обрабатывать до 1 млн. тонн нефти. Планируется, что на полную мощность перевалки до 3 млн. тонн ежегодно терминал выйдет в 2005 году. “ЛУКОЙЛ” намерен использовать этот терминал, в том числе и для поставок нефти и нефтепродуктов. |