15.10.2003  Москва: игорный бизнес ищет инвесторов

   Две крупнейшие игровые системы «Джекпот» и «Вулкан» объявили о выпуске векселей, которые позволят привлечь средства инвесторов для развития бизнеса и вовлечения как можно большего количества россиян в азартные игры.
   «Джекпот» объявил о своем намерении выпустить простые векселя денежного займа на 500 млн рублей (около 16 млн долларов). Полученные от размещения займа средства игровая система намерена направить на развитие бизнеса. Незадолго до этого события еще одна игровая система «Вулкан» объявила о выпуске векселей на сумму 5 млн долларов. И тоже заявила о своем намерении расширять бизнес. Эксперты относятся к обоим займам скептически – по их мнению, эти бумаги не вызовут интереса у инвесторов. Однако подобные займы должны привлечь внимание общества – обе компании полагают, что еще недостаточное количество людей в России вовлечены в азартные игры, их круг можно расширить посредством проведения масштабной рекламной компании и увеличения количества игровых залов.
   Выпуск и размещение на открытом рынке ценных бумаг игорными заведениями – событие в общем-то беспрецедентное, в силу того очевидного противоречия, что размещение бумаг требует от компании раскрытия информации, а казино и игорные залы по сути бизнес крайне закрытый, постоянно подозреваемый в отмывании нелегальных доходов. «Инвесторы обычно покупают бумаги «понятных» компаний, – сказала аналитик банка «Зенит» Анастасия Шамина. – Я к этим бумагам отношусь с предубеждением». Главная причина сомнений – для чего столь высокодоходному бизнесу понадобилось привлекать сторонние деньги, да еще такие дорогие. Как сообщили в ИК «Финам», являющейся андеррайтером выпуска игровой системы «Вулкан», доходность векселей этой игровой системы составит 17% годовых. Доходность векселей «Джекпота» и того выше – 20-21%. Такую цифру назвали в банке «Москва-Сити», являющемся андеррайтером выпуска «Джекпота». «Таких доходностей на рынке сейчас нет, – сказал один из экспертов. – Векселя самых крупных эмитентов – «Газпрома» и Сбербанка – имеют доходности 11% и 9% соответственно. Если «Джекпоту» или «Вулкану» понадобились деньги, они могли бы найти гораздо менее дорогие варианты». К тому же не требующие раскрытия информации.
   Тем не менее, по крайней мере, инвестиционный меморандум «Вулкана» имеется в открытом доступе. В соответствии с ним выручка «Вулкана» в 2003 году должна составить 70 млн долларов. Объем рынка «Вулкан» оценивает в 300 млн долларов. При этом лидерами рынка являются «Джекпот», контролирующий 24% рынка, «Вулкан» (23%) и примкнувший к ним «Супер Слотс». Все вместе они контролируют около 60% рынка, остальные 40% приходятся на различных мелких игроков, долю которых лидеры, как следует из их заявлений, и намерены заполучить. Сами андеррайтеры выпусков понимают, что эти выпуски несколько экзотичны. Так, в банке «Москва-Сити», который, кстати, является еще и уполномоченным банком столичного правительства, признались, что инвесторы относятся к бумагам «с некоторой робостью», однако заявили, что высокая доходность бумаг должна им помочь преодолеть опасения. В компании «Финам» также заверили, что высокая доходность должна все-таки привлечь инвесторов к этим бумагам: «Ну и что, что игровая система. В Австралии же провел IPO публичный дом», – заявили в компании. Анастасия Шамина в свою очередь назвала эти векселя «мусорными бумагами» – профессиональный термин, использующийся для обозначения высокодоходных, высокорисковых и малоликвидных ценных бумаг. «Такие бумаги покупает ограниченное число инвесторов, поскольку векселя и сами по себе рисковый актив, – говорит она. – Во-первых, их легко подделать. Во-вторых, в случае банкротства компании держатели векселей становятся кредиторами последней очереди. Достаточно вспомнить историю с «Сибуром», который рассчитался по своим облигациям, а по векселям объявил дефолт». Несмотря на то, что столь рискованные бумаги, да еще и выпущенные непонятным эмитентом, вряд ли могут заинтересовать широкий круг инвесторов, игровые системы в своем успехе уверены.
   Полученные от инвесторов деньги они намерены употребить на расширение бизнеса, а именно на покупку и установку новых игровых автоматов. Так, «Джекпот» на вырученные деньги собирается завершить в Москве строительство двух развлекательных (впрочем, сама компания именует их культурно-развлекательными) центров: "Молодая гвардия" в гостинице "Молодежная" и "Ибица" в Строгино. «Вулкану» же деньги потребовались не для реализации новые проектов, а для поддержания должного темпа завоевания рынка – они открывают и планируют открывать в дальнейшем за месяц по пять новых игровых залов. Весьма интересно обоснование перспектив своего развития, приведенное в инвестиционном меморандуме «Вулкана». «Можно сказать, что московский рынок услуг клубов игровых автоматов обладает значительным рыночным потенциалом и далек от насыщения – потенциальный спрос на услуги подобного рода могут предъявить не менее 34% мужчин (в возрасте от 18 до 45 лет), и примерно 25% женщин (в возрасте от 20 до 40 лет). В абсолютных цифрах это 384200 мужчин и 521300 женщин, – пишет «Вулкан» в своем меморандуме. – Таким образом, потенциал рынка примерно в 4,6 раза больше реальной емкости на момент проведения исследования (январь 2003 г.)». Потенциал «Вулкан» собирается черпать среди тех жителей, которые относятся к игорным заведением нейтрально. Причем для этого игровая система даже провела специальное исследование, по результатам которого выдала следующий вывод: «Соотношение отзывов о игорном бизнесе в среднем следующее: 25%:50%:25%, соответственно – положительных, нейтральных и отрицательных мнений. Следовательно, население в большей степени настроено, скорее, нейтрально к игре на деньги, и имеется значительный потенциал развития игрового бизнеса».
   Дальше в инвестиционном меморандуме можно обнаружить меры, которыми игровая система намерена завлекать население в свои заведения: «формирование положительного образа игорного бизнеса среди населения, проведение рекламных компаний, приведут к повышению количества потенциальных потребителей и росту доходов бизнеса». Причем компания гордо рапортует о масштабной рекламной кампании – рекламу «Вулкана» можно обнаружить на всех центральных каналах, во всех популярных газетах и вагонах метро. Вообще-то этот инвестиционный меморандум должен привлечь не внимание инвесторов, а скорее внимание контролирующих органов. Игровые системы объявляют о необходимости строить как можно больше игровых залов и привлекать в них как можно большее количество людей посредством масштабной рекламной кампании в то время, как в некоторых районах столицы количество таких залов уже превысило все мыслимые границы, а государство задалось вопросом сокращения количества подобных заведений в городах (Государственная дума рассматривает соответствующий закон) в целях недопущения распространения среди населения опасной зависимости, называемой игроманией, способной разрушить личность человека.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC DAILY