18.10.2003  России пора расширять свои границы

   В среду в Москве начал работу Международный форум «Зарубежные диаспоры – интеллектуальный ресурс России», организованный Международным Советом российских соотечественников при поддержке Департамента международных связей Правительства города Москвы. В последнее время в экспертных кругах стала популярна идея «Русского мира», объединяющего всех людей российской культуры, живущих по всему свету и, по сути, расширяющего понятие «Россия» далеко за пределы государственных границ. Впрочем, эксперты полагают, что пока Россия не созрела для масштабной поддержки соотечественников за рубежом: российская политика все еще слишком сосредоточена на сиюминутных, тактических ходах. Между тем наблюдатели отмечают, что растущее число россиян, постоянно живущих за рубежом, требует внесения изменений в систему государственного управления. Так, российские граждане за границей должны получить право иметь собственных представителей в парламенте.
   «Тема соотечественников и российских диаспор возникла не случайно – она разыгрывается на нынешней кампании властью и теми силами, которые ее представляют, – сказал RBC daily член научного совета Московского Центра Карнеги Андрей Рябов. – Еще весной был создан пост первого заместителя министра иностранных дел по работе с соотечественниками. На эту должность была назначена Элеонора Митрофанова. Все были удивлены: эта область считалась достойной департамента, но не замминистра. Тогда стало ясно, что это будет долговременная кампания». Тем не менее государственная политика России в отношении соотечественников пока не блещет ни четкостью, ни решительностью. «Россия пока не созрела для такой масштабной политики поддержки соотечественников, какую проводят другие государства – Израиль, Венгрия, Греция, – считает Андрей Рябов. – Россия пока находится только на пути к этой политике». По его мнению, сейчас главной помехой является «пиаризация» российской политики, когда внимание обращается не на системные действия, а лишь на то, что может принести немедленный эффект. Кроме того, отмечает г-н Рябов, сейчас приоритет имеют экономические интересы: они превалируют над правами человека и над всеми другими интересами вообще. Так, против Латвии в российской прессе организована целая кампания, цитируются резкие высказывания официальных лиц. А по поводу нарушений прав соотечественников в Туркмении комментарии очень осторожные, отмечает эксперт Центра Карнеги. Это неудивительно – ведь Россия заинтересована в транзите туркменского газа, а давление на Латвию, напротив, играет на руку российским компаниям, активно работающим в этой стране. «Пока такого рода прецеденты будут сохраняться, выстроить эту политику как систему, а не как отдельные красивые меры, не удастся, – говорит Андрей Рябов. – Может что-то измениться в отношении судьбы конкретных людей – например, ветеранов в Прибалтике. То есть это может быть, скорее, точечная политика на индивидуальном уровне, которая не меняет сути проблем. А с точки зрения массового масштаба, никаких изменений не произойдет».
   Впрочем, сейчас актуальна не только проблема прав всего русскоязычного населения в сопредельных странах. В последнее время все более насущной становится вопрос защиты интересов граждан России, по тем или иным причинам живущих за пределами страны. «Таких людей становится все больше: идут процессы глобализации, теряет границы рынок труда», – сказал RBC daily заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Между тем интересы этой категории россиян весьма специфичны. Так, говорит г-н Жарихин, для них очень важно информационное обслуживание. «Например, лишь недавно через спутник HotBird стали транслировать незакодированный сигнал ОРТ и РТР, – говорит он. – С другой стороны, радио «Голос России», ориентированное на иновещание, до сих пор работает на оборудовании 60-х годов. А в разгар выборов на Украине, которые были очень важны для России, российские федеральные каналы затеяли судебную тяжбу с украинскими кабельными сетями из-за несанкционированной трансляции сигнала». Кроме того, отмечает Владимир Жарихин, россиянам нужно более качественное консульское обслуживание. «Наш МИД – это МИД советский. Все знают английский, а украинский знают единицы, – говорит г-н Жарихин. – А консульства работают не там, где больше всего наших граждан, а там, где их открывали при СССР. Между тем людям часто нужна помощь, юридическая защита». Кроме того, считает замдиректора Института стран СНГ, очень важен вопрос защиты инвестиций представителей российских диаспор, сделанных в Россию. Например, в свое время с инвестиций, сделанных представителями китайских общин по всему миру, началось «экономическое чудо» Китая.
   Сейчас россияне, живущие за пределами страны, но имеющие право голоса, даже не могут толком выбрать депутатов, которые будут представлять их интересы в парламенте. Решением Центризбиркома такие избиратели произвольно приписываются к любым округам. Главное правило – чтобы количество приписанных не превышало 10% избирателей округа. Например, если раньше голоса представителей российской общины в Израиле считали в Центральном округе Москвы, то теперь – в Тульской области. Россияне и так часто недовольны своими депутатами – дескать, их не волнуют интересы избирателей, а часто в округе депутата вообще не знают в лицо. О чем же можно говорить, когда депутата и избирателя разделяют тысячи километров? По мнению экспертов, культурное и экономическое расширение России за пределы своих государственных границ – как неизбежное следствие глобализации – рано или поздно потребует изменения системы государственного управления. «Мы давно выступаем за идею выделить отдельные округа в Госдуме для россиян, живущих за рубежом», – говорит Владимир Жарихин. Сейчас в России избирается в среднем один депутат на 500 тысяч человек. Так что депутатов, представляющих интересы россиян, живущих за границей, по мнению г-на Жарихина, в составе Думы может быть и два, и три. «Это очень рациональное предложение, – соглашается Андрей Рябов. – Конечно, российская диаспора разделена по политическим пристрастиям. Например, израильская и американская диаспоры традиционно голосуют за правых, а довольно многочисленная русская община в Ливане – за КПРФ. Но диаспоры имеют общие специфические интересы – и рационально, чтобы кандидат эти интересы знал. Тогда люди будут голосовать за определенного кандидата, а не за отвлеченные идеологические символы».
   Однако именно специфика интересов зарубежного избирателя может сделать идею «спецокругов» непривлекательной для российских политиков. «Эти интересы гораздо более прикладные – так, проблемы ЖКХ, «социалки» или преступности представителей американской диаспоры не очень-то волнуют, – говорит Андрей Рябов. – Поэтому, конечно, у потенциального кандидата от российской общины за рубежом будет меньше возможности сделать политическую карьеру в России». Пока не проявляет интереса к идее и власть. «Мы ходили с этим предложением в ЦИК, – говорит Владимир Жарихин. – Ответ был: «А зачем? Нам это не надо». Впрочем, по мнению Андрея Рябова, Кремль в недалеком будущем все-таки может «подарить» представительство в Госдуме россиянам, живущим за рубежом. «Все зависит от целесообразности, от того, насколько это будет выгодно нынешним идеологам парламентского строительства, – полагает г-н Рябов. – Если предпочтения россиян за рубежом вписываются в общую конструкцию создаваемой ими Думы и не создают проблем, то такая идея вполне может получить одобрение».