23.10.2003  По словам директора программы Фонда поддержки малого бизнеса ЕБРР, уровень просрочки кредитов, выдаваемых малому бизнесу, составляет 1%

   Все большее число банков предлагает малым предпринимателям взять у них кредит, но те не спешат пользоваться услугами кредитных организаций. И это несмотря на то, что занять в банке обычно можно в два-три раза дешевле, чем у друзей или знакомых. О том, почему так происходит, рассказал Брайан Нильсен, директор программы Фонда поддержки малого бизнеса Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
   По его словам, многие думают, что только у знакомых можно одолжить быстро и просто. На самом деле и в банке можно получить кредит в течение одного дня, такие "экспресс"-кредиты тоже предлагаются. "За время работы нашей программы российский малый бизнес получил по ней в виде кредитов 1, 26 млрд долларов. Конечно, для такой страны, как Россия, - это не так много, и мы отлично отдаем себе в этом отчет. Но постепенно рынок кредитования малого бизнеса начинает набирать обороты", - заявил Брайан Нильсен. А если говорить о процентных ставках, то в банках они примерно в два-три раза ниже, чем при кредитовании на "неформальном долговом рынке". При этом длительность кредита в банках в два-три раза больше. Но зато неформальный рынок на то и неформальный, что там не нужно специального залога, различных бумажек и бюрократических процедур. Часто предпринимателям это удобнее.
   "Для нас при общении с потенциальным заемщиком вопрос о залоге идет самым последним пунктом. Прежде всего мы разговариваем с самим предпринимателем, пытаемся оценить его бизнес - и при этом не придерживаемся строго формального подхода, не ограничиваем себя традиционными показателями, которые важны для российских банков. Нам нужно понять, насколько хорошо поставлено у него дело и сможет ли он вернуть кредит", - сообщил Б. Нильсен.
   По его словам, основная масса малых предпринимателей, работающих в России, - это предприниматели без образования юридического лица. У них отчетность вообще минимальная и бухгалтерия достаточно простая. Среди клиентов таких 90%. Поэтому, оценивая их бизнес, банк не столько смотрит в какие-то документы, сколько оценивает ситуацию "на месте": выезжает консультант, скажем, на торговую точку или встречается с предпринимателем у него дома, где находится имущество, которое он предлагает в залог. При этом в качестве залога может предоставляться и имущество, принадлежащее не самому предпринимателю, а его родственникам и друзьям, - автомобили, бытовая техника и прочее.
   C проблемой мошенничества со стороны малых предприятий, когда они пытаются не отдавать кредит, по словам Б. Нильсена, банк сталкивается очень редко. Среди кредитов, выданных малому бизнесу, уровень просрочки составляет всего 1%, и это совершенно реальная цифра. Как показывает практика, малые предприниматели очень ответственно относятся к собственной кредитной истории и стараются вернуть кредит максимально добросовестно. Подавляющее большинство предпринимателей обращаются за повторными кредитами и становятся постоянными клиентами, динамично развивая свое дело на заемные деньги, как это происходит во всех странах с развитой банковской системой.
   Б. Нильсен сообщил, что ЕБРР работает со всеми банками, с которыми подписаны партнерские соглашения, на равных условиях и не делает ни для кого преференций. ЕБРР считает, что рыночная конкуренция заставит банки работать более эффективно и обеспечит заемщикам возможность выбора. Тем не менее ЕБРР не занимается благотворительностью: на программе кредитования малого бизнеса он зарабатывает деньги.