31.10.2003  Комиссар ЕС Гюнтер ФЕРХОЙГЕН: "С инвестициями в вашу страну могут быть сложности"

   "Москва надеется, что на предстоящем ноябрьском саммите Россия-ЕС главам государств будет представлена концепция по созданию общего экономического пространства между Россией и ЕС", - заявил во вторник министр иностранных дел России Игорь Иванов после встречи с "тройкой" Европейского союза. Участник этих переговоров, европейский комиссар по вопросам расширения Европейского союза Гюнтер ФЕРХОЙГЕН поделился подробностями с корреспондентом "Известий" Натальей РАТИАНИ.
   - Создание общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) между Россией и ЕС станет одной из центральных тем римского саммита. Концепция будет только обсуждаться или речь идет о ее подписании?
   - Совместная группа высокого уровня, которую с европейской стороны теперь возглавляю я, а с российской вице-премьер Виктор Христенко, подготовила Концепцию о создании ОЕЭП. В ней заложено снятие барьеров как в инвестиционном, так и в торговом плане между Россией и ЕС. Причем сняты эти барьеры будут в самом ближайшем будущем. Европа предлагает как можно скорее выработать единые регулирующие стандарты и нормы, облегчить торговлю в части упрощения как таможенного, так и транспортного режима. И наконец, открыть рынки для товаров. Правда, пока мы не будем знать условий, на которых Россия будет вступать в ВТО, точную дату открытия рынков сложно определить. Что касается стандартов и упрощения торгового режима - то мы можем запустить эти механизмы практически немедленно. Уже определены отрасли экономики, в которых такой режим может начать действовать.
   - Получается, Европа готова подписаться под документом, который в ближайшем будущем откроет свободное движение для товаров, капиталов и услуг между Россией и ЕС. Но как же быть с людьми - ведь единая Европа всегда декларировала четыре пункта для свободы передвижения. А сейчас люди забыты?
   - Действительно, мы готовы на свободное передвижение капиталов, товаров и услуг. Что же до людей - то в краткосрочной перспективе этот вопрос решен не будет. Существует слишком много условий, которые требуют согласования. В конечном итоге, я уверен, мы придем к выводу, что бессмысленно говорить о создании внутреннего единого рынка, не обеспечив хотя бы одну из этих четырех свобод.
   - Но когда был подписан договор о едином экономическом пространстве (ЕЭП) между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, многие европейские эксперты говорили о том, что с созданием пространства между Россией и ЕС могут возникнуть проблемы.
   - "Четверка" - это пока только рамочное соглашение. И оно не создает препятствий для создания ОЕЭП до тех пор, пока действия "четверки" не идут в разрез с теми двусторонними обязательствами, которые уже существуют между этими странами и ЕС. А также будущими стремлениями входящих в "четверку" стран. Евросоюз поддерживает стремление этих четырех государств к более сильной экономической региональной интеграции. Мы заинтересованы в том, чтобы наши соседи были экономически сильными и жизнеспособными. И пока я не вижу тут никакого конфликта интересов. Мы будем продолжать наше стратегическое партнерство с Россией. А Россия, в свою очередь, может работать над усилением экономической составляющей в региональном сотрудничестве. Но, уважая позицию партнеров как с той, так и с другой стороны, мы должны четко знать пределы интеграционных действий в рамках "четверки".
   - Значит, эти два пространства могут развиваться параллельно. И присутствие в "четверке" Украины, которая мечтает вступить в ЕС, европейские структуры уже не смущает?
   - Пока суть соглашений не противоречит друг другу - и пространства могут развиваться параллельно. Пару недель назад я говорил украинской стороне, что если она хочет иметь Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном, то этот факт, вне всякого сомнения, скажется на ее интеграции в европейские структуры. Но пока, как я уже говорил, конфликта нет.
   - На саммите будет обсуждаться введение безвизового режима между Россией, Латвией, Литвой, Эстонией, Польшей и Финляндией в 50-километровой приграничной зоне. Финляндия уже высказалась негативно по этому вопросу. А какова в целом позиция Европейской комиссии? Это могло бы стать шагом к сближению не только капиталов и товаров, но и людей?
   - Вы правы, это первый важный шаг, который позволит не разделять людей, а сблизить их. Мы будем об этом говорить на саммите. Кстати, это и есть те конкретные проявления инициативы "Широкая Европа - новые соседи", которую поддерживает ЕС. Новые границы ЕС после расширения не должны стать новыми разделительными линиями. Мы готовы облегчить визовый режим для людей, живущих в этих приграничных районах. С точки зрения ЕС, территория приграничного района как раз укладывается в эти самые 50 км. У России своя позиция по этому вопросу. Добавлю, что это предложение европейской стороны должно быть поддержано всеми 15 странами - членами ЕС. Латвия, Литва, Эстония и Польша будут участвовать в этих переговорах уже после своего вступления в ЕС.
   - Насколько ситуация с арестом главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского может повлиять на желание европейских инвесторов прийти в Россию? Как это может сказаться на перспективах энергодиалога между Россией и ЕС?
   - Уверен, что энергодиалог будет продолжен и эти события на нем не скажутся. Вопрос в другом - насколько события вокруг "ЮКОСа" скажутся на общем инвестиционном и бизнес-климате в России?
   - Они уже сказываются, вам не кажется?
   - ЕС с июля внимательно следит за развитием событий. Что касается конкретных обвинений, предъявленных главе "ЮКОСа", то я не могу и не буду их комментировать. Но я хотел бы подчеркнуть, что бизнес, как российский, так и зарубежный, нуждается в стабильности, понятных правилах игры, недискриминационных законах для того, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост. Если произойдет дестабилизация, то с привлечениями инвестиций в вашу страну могут возникнуть сложности.