28.11.2003  Белорусское село ждет инвестиций - как у моря погоды

   Модное слово "инвестор" в белорусском селе по-прежнему понимают слабо. У рядового хлебороба или механизатора оно больше ассоциируется с понятием "спонсор".
   Только сельское руководство четко усвоило: инвестор - это частный капитал. Следовательно, и запросы у него могут быть частными и собственническими. Вложив деньги "в землю", инвестор вполне справедливо будет желать от инвестиции максимальной отдачи. Возникает вопрос: как эту отдачу обеспечить?
   Сами селяне, по утверждению Белорусского телевидения, предлагают несколько вариантов. Первый - инвестировать средства в обновление основных фондов колхозов и совхозов. Хотя руководители сельхозпредприятий понимают, что это малопривлекательное направление для потенциального инвестора. Гораздо симпатичнее выглядит идея инвестировать средства в какой-то конкретный проект на базе сельхозпредприятия - к примеру, колбасный или винный цех, доходы от которого инвестор мог бы честно поделить с объектом инвестирования, не взваливая на себя бремя проблем всего предприятия.
   И третий вариант - "сырьевой". Как сказал один председатель колхоза: "Хватит торговать капустой, давайте сделаем из нее солянку, т.е. законченный продукт. Красиво упакуем и без проблем реализуем!". Это особенно актуально, если принимать во внимание тенденцию к ежегодному удешевлению сельхозпродукции. Цены на ту же капусту по сравнению с прошлым годом упали. При этом расходные статьи на ее выращивание с каждым годом растут. Так почему бы, сдав государству заказанные объемы, не попытаться заработать хотя бы на излишках, оборудовав с привлечением инвестиций приличный консервный цех. Логика неоспоримая.
   Только вот руководители сельхозпредприятий говорят, что потенциальные инвесторы в их кабинетах - редкие гости. А все от незнания. Приехали бы, посмотрели, а идей у нас хватает, говорят председатели колхозов.
   Да дело, видимо, не только в идеях. Для того чтобы деньги крупных инвесторов пришли на село, надо обеспечить будущему бизнесу нормальные благоприятные условия. Прежде всего – оборачиваемость, «револьверность» вложений и хотя бы невысокую норму прибыли. Иначе идеи так и останутся идеями.
   В Белоруссии немало богатый людей, правда, они все в городе. Как их завлечь на село? Как-то президент республики Александр Лукашенко, посещая Оршанский льнокомбинат, заявил: "Неперспективные деревни губить нельзя. Надо организовать туда подъезды. Сегодня есть немало богатых людей. Там где-то чей-то двор, чья-то усадьба, он поставит там дачку. Он эти полгектара будет обрабатывать, и будут не заброшены эти деревни. Нельзя всех людей селить в большие села и называть их городскими поселками или городами …".
   Вряд ли бизнес привлечет возможность лишь «поставить дачку» в красивом месте. Ему надо нечто большее …