29.11.2003  Российские финансисты спешат избавиться от "дорогих" долгов

   Если вспомнить, что еще совсем недавно он даже превышал этот самый ВВП, а в 2000 году был равен 90 процентам от него, то станет понятно, что "долговая стратегия России" дала свои результаты. Так что 2003 год, на который пришелся пик выплат по внешнему долгу и которым наши финансисты пугали общество в течение нескольких лет, призывая затянуть пояса и готовиться к самому худшему, вроде бы подтвердил кредитоспособность России на мировом уровне.
   Вчера на научно-практической конференции по управлению государственным долгом обсуждались уже совсем другие вопросы. В частности, давно прокламируемый советником Президента Андреем Илларионовым способ разрешить долговые проблемы - поскорее выплатить долги. Илларионов считает, что опережающие платежи по внешнему долгу являются наиболее эффективным инструментом в условиях сложившейся в настоящее время беспрецедентно благоприятной экономической конъюнктуры, высоких цен на нефть и газ в частности. Учитывая, что Правительство сверхдоходы от продажи углеводородов намеревается вложить в Стабилизационный фонд, нетрудно понять, что именно эти средства Илларионов и предлагает использовать для расплаты с "наиболее дорогими категориями задолженности", как выразился советник. Споры вокруг использования этих практически святых для Минфина денег тянется давно, еще с момента создания финансового резерва - предтечи упоминаемого фонда.
   Похоже, что сейчас наши финансисты пошли навстречу Илларионову и его сторонникам.
   Так, первый заместитель министра финансов, главный долговой эксперт страны Алексей Улюкаев считает вполне возможным досрочно погасить долг России перед Международным валютным фондом (МВФ) не в 2008 году, как планировалось, а уже в 2006-м. Возможно, что такая уступка связана с тем, что и долг перед МВФ - не самый большой, а также с желанием России стать не должником этого международного финансового института, а равноправным участником, решающим финансовые судьбы планеты. Кроме того, Минфин разрабатывает новую концепцию взаимодействия и с другими международными финансовыми организациями. В частности, это касается снижения стоимости привлечения внешних заимствований и удешевления обслуживания долга России. Возможно, что стойкость Минфина, обеспечившего выплату долгов строго по графику, и способствовала тому, что впервые за историю новой России страна получила суверенный инвестиционный рейтинг. Специалисты считают, что в течение полугода эту характеристику подтвердят и другие рейтинговые агентства, и тогда инвестиции для российского бизнеса станут обходиться гораздо дешевле, а государственные заимствования будут выдаваться вообще под самые низкие проценты.
   Однако помимо долгов перед международными банкирами России предстоит выплачивать еще и по долгам Советского Союза, чьим правопреемником она является. Минфин РФ рассчитывает в следующем году полностью урегулировать задолженность советского периода.
   Кроме того, ведутся переговоры по реструктуризации задолженностей перед странами-кредиторами, включая и "расплату" товарами за взятые кредиты.
   Учитывая сложность всех этих долговых отношений и достаточно долгий период для их разрешения, глава Счетной палаты России Сергей Степашин предложил создать единый центр управления государственным долгом. Кстати говоря, это - не первая попытка создать такой орган, включающий и специальное агентство, которое взяло бы на себя всю техническую сторону проблемы. Пока же, как отметил вчера Андрей Илларионов, данные Минфина и Центробанка об объемах внешнего долга разнятся. Так, по данным Минфина, задолженность России странам - членам Парижского клуба кредиторов на 1 января текущего года составляла 39,2 миллиарда долларов, а по данным Центробанка на ту же дату - 44,7 миллиарда долларов. Долг России перед Всемирным банком, по данным Минфина, на 1 января составил 6,6 миллиарда долларов, а по данным Центробанка - 7 миллиардов. Конечно же, все это еще тысячу раз будет проверено и перепроверено, но проблема, вероятно, все-таки не в том, сколько платить, а как быстро мы выйдем из долговой ямы и сможем в дальнейшем жить в долг по более низким процентам. Как это делается во всем мире.