01.12.2003  Ликвидацию офшоров оплатят инвесторы

   Борьба Минфина с внутренними офшорами обернулась неприятностями для добросовестных инвесторов. С нового года они лишатся льгот по налогу на прибыль, полученных от регионов в обмен на инвестиции. Теперь, чтобы выполнить свои обязательства перед инвесторами, местные власти будут из бюджета компенсировать им недополученные льготы.
   Согласно главе НК о налоге на прибыль, регионы могут "прощать" отдельным категориям налогоплательщиков только 4%. Однако внутренним налоговым офшорам была оставлена еще одна лазейка. В законе "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК" от 6 августа 2001 г. написано, что компании, заключившие с региональными властями инвестиционные договоры до 1 июля 2001 г., могут полностью освобождаться от региональной (14,5%) и местной (2%) частей налога на прибыль. Льготы действуют "до окончания срока, на который они были предоставлены". Таким образом, ставка налога для компаний снижается с 24% до 7,5%. Региональными льготами активно пользовались нефтяные компании, регистрировавшие свои подразделения в Мордовии, Калмыкии и на Чукотке. Поэтому Минфин решил добиваться досрочной отмены региональных льгот.
   На прошлой неделе Совет Федерации вслед за Думой утвердил предложенную Минфином новую редакцию "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК". В ней говорится, что инвестиционные проекты с региональными льготами должны быть закрыты "не позднее 1 января 2004 г.".
   Проводя поправки через Думу, чиновники уверяли депутатов, что они касаются только трех регионов - Мордовии, Калмыкии и Чукотки. Однако аналогичные льготы предоставляли и другие регионы - Ленинградская, Псковская и Астраханская области. Причем льготы давались инвесторам, которые осуществляли реальные производственные инвестиции. К примеру, компания Ford потратила на строительство завода в г. Всеволожcке Ленинградской области около $150 млн, получив от областной администрации льготу по налогу на прибыль до 2007 г. "Мы составляли наш бизнес-план именно с учетом этой льготы, а теперь все меняется", - возмущается руководитель пресс-службы российского представительства Ford Motor Company Оксана Хартонюк. "Решение об отмене льгот было очень неожиданным, мы сейчас изучаем его возможные последствия для нашего бизнеса", - говорит Дмитрий Хрол, управляющий по работе со СМИ компании Philip Morris. (Одна из ее табачных фабрик находится в Ленинградской области и тоже пользуется льготой по налогу на прибыль.) "Мы понимаем, что инвесторы нервничают, и хотим заверить: никто из тех, кто пришел и договорился с нами, не будет обманут", - обещает пресс-секретарь правительства Ленобласти Валентин Сидорин. По его словам, власти области твердо намерены компенсировать инвесторам отмену льгот. "Мы сейчас ищем варианты компенсации. Возможно, это будут субвенции - мы просто вернем компаниям из бюджета те деньги, которые они заплатят", - говорит Сидорин. Таким же образом намерен поступить и губернатор Псковской области Евгений Михайлов. "Наши договоренности с инвесторами останутся в силе и после отмены льгот", - говорит губернатор. Сенатор от Чукотки Александр Назаров сомневается, что губернаторам позволят удержать инвесторов бюджетными субвенциями. "С субвенциями [предприятиям] у них ничего не выйдет", - полагает Назаров.
   Партнер компании "ПрайсуотерхаусКуперс" Михаил Клубничкин предупреждает, что регионам действительно будет непросто реализовать планы по возврату денег из бюджета. "К примеру, дотационные регионы не имеют права давать субвенции", - поясняет юрист. Все регионы, предоставлявшие льготы по налогу на прибыль, за исключением Ленобласти, получают субвенции на выравнивание бюджетообеспеченности, т. е. являются дотационными. Кроме того, отмечает Клубничкин, с полученной субвенции предприятию придется заплатить налог на прибыль.
   Чиновник Минфина на условиях анонимности рассказал, что проблемой отмены льгот для добросовестных инвесторов правительство было озабочено еще до принятия поправок. "Но критериев, с помощью которых можно было бы отделить добросовестных инвесторов от недобросовестных, [чиновники] найти не смогли и решили, что закрыть офшоры все-таки важнее", - говорит он.