09.12.2003  На российском рынке ухудшается качество автокредитования

   Российский рынок кредитов на приобретение автомобиля вышел на такой уровень, когда его расцвет внушает не только радость за потребителей, но и опасения за банки. Наиболее активные участники рынка все реже отказывают клиентам в этой услуге. По словам опрошенных газетой "Время новостей" экспертов, сейчас на 100 кредитных заявок в сегменте автокредитования приходится в среднем 10-20 отказов. Однако, расширяя круг потенциальных заемщиков, банкиры соответственно увеличивают риски своих кредитных портфелей.
   Оценить общий объем кредитов на покупку машины, выданных россиянам в течение 1-3 лет, весьма сложно, несмотря на то что, по оценкам газеты "Время новостей", число значимых игроков на этом рынке даже сейчас не превышает 35 банков. По словам руководителя банковского направления РА "Интерфакс" Михаила Матовникова, рынок растет "в геометрической прогрессии, и любая точная оценка быстро устаревает". "Даже у банков, не являющихся лидерами автокредитования, портфели таких кредитов составляют не менее %20 млн", - говорит Матовников. По данным дилеров, в 2003 году в кредит покупалось от 10 до 50% новых автомобилей и небольшая часть подержанных иномарок. Таким образом, годовой оборот рынка автокредитования измеряется, по крайней мере, сотнями миллионов долларов и, очевидно, будет расти. Среди частных банков из top-10 активно этим бизнесом пока не занимаются только госбанки, Альфа-банк и Росбанк, причем последний обещает запустить свой автопроект в ближайшее время.
   Между тем председатель правления Академхимбанка Александр Антонов на днях заметил, что "в России получила распространение ситуация, когда наращивание оборотов потребительского кредитования происходит за счет снижения планки контроля за надежностью заемщика, а значит, увеличения риска невозврата". Правда, кредиты на машину в отличие от других потребительских кредитов обеспечены хорошим залогом (а именно, самим автомобилем). Однако реализация залога не всегда может быть удачной, а фундаментальный принцип российского экспресс-кредитования - покрытие потерь от невозвратов за счет большого количества ссуд и высокой процентной ставки - в случае с автомобилями трудно реализуем (поскольку речь идет о гораздо более крупных кредитах).
   Итоги первой волны бума автокредитования можно будет наблюдать не раньше первого квартала следующего года, однако рост рисков этого бизнеса очевиден.