17.12.2003  Минэкономразвития снизил прогноз темпов экономического роста

   Не успели высохнуть чернила на утвержденной правительством программе социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, как Минэкономразвития внесло корректировки в его основные макроэкономические показатели. По мнению ведомства, рост инвестиций будет выше, а рост промышленного производства ниже, чем предполагалось. Сами промышленники смотрят на будущее еще мрачнее, но хотят от правительства только одного: внятной политики.
   Минэкономразвития обнародовало свой уточненный прогноз социально-экономического развития страны в 2004-2006 годах. По сравнению с июльскими прогнозами министерские эксперты чуть оптимистичнее смотрят на рост инвестиций (темпы их роста немного повышены) и пессимистичнее - на промышленность, чьи прогнозные темпы роста почти вернулись к цифрам прошлого года. Мотивируется коррекция необходимостью "трансформационного периода" для диверсификации экономики, а также снижением мировых цен на нефть и укреплением рубля.
   Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, мировые цены на нефть марки Urals в 2004-2006 годах составят в благоприятном варианте примерно $22-23 за баррель, а в неблагоприятном - $18.5 за баррель. Рубль должен укрепляться темпами до 3% при неблагоприятной конъюнктуре для российского экспорта и не более 5-7%, если все будет хорошо. Приток инвестиций должен увеличиться как за счет получения Россией инвестиционного рейтинга, так и за счет той самой диверсификации экономики, налоговой реформы и проч. А промышленности расти помешает изношенность основных фондов, рост себестоимости продукции из-за укрепления рубля и рост тарифов естественных монополий.
   Эксперты отнеслись к новому варианту прогноза критически. Прежде всего, им внушает сомнения сама частота его изменений. "Если прогноз меняется с частотой милицейской "мигалки", ни одна компания не может опираться на него при построении своей политики", - считает эксперт компании BKG Владимир Скопцов. Руководителю аналитического отдела ИФК "Метрополь" Андрею Руденко кажутся сомнительными предполагаемые цены на нефть. "Мы не видим пока серьезных причин для падения мировых цен ниже $25-26 за баррель", - говорит он.
   С притоком инвестиций тоже не все ладно. По мнению Скопцова, инвестиционный рейтинг России присвоен "на 80-90% по политическим причинам". И очень высока вероятность того, считает он, учитывая реакцию ОБСЕ на результаты выборов, что он будет снижен на 1-2 пункта.
   Заместитель гендиректора "Трубной металлургической компании" Сергей Папин говорит, что его компания не планирует снижать высокий уровень инвестиций в техническое перевооружение, но сохранение этого уровня во многом зависит от политики правительства - если оно ограничит импорт украинских труб на уровне нынешнего года. Гендиректор ГК "Северстальмаш" Алексей Евгеньев более оптимистичен: по его мнению, тенденция перевода машиностроительных производств из Европы в Россию дает возможность притока инвестиций в этот сектор.
   Прогноз замедления промышленного производства эксперты подтверждают. Правда, по мнению Евгеньева, для машиностроения это не так плохо: если традиционное машиностроение действительно переживает трудные времена, то сервисное направление (обслуживание уже поставленного оборудования) будет развиваться. Не слишком убеждает его и высокая доля изношенности оборудования. "В Европе то же самое, но никто не собирается переоснащать целый завод, - говорит он. - Достаточно иметь несколько высокоточных современных станков для финишной обработки".
   А вот трубный рынок - в стагнации, уверяет Папин. Его компания на 2004 год прогнозирует рост не выше 4%. "Снижение конкурентоспособности отечественных товаров - это факт", - констатирует Руденко. По его мнению, в основном это связано с укреплением рубля и дорогим финансированием (высокие ставки по кредитам и отсутствие долгосрочных инструментов).
   Директор по внешним коммуникациям лесопромышленного холдинга "Илим Палп" Святослав Бычков критикует сам чиновничий подход к составлению прогнозов. "Правительство хорошо освоило учет имеющихся фактов, - говорит он, - но не говорит, что нужно делать, чтобы преодолеть негативные тенденции". Бычков считает, что экстенсивные факторы замедления роста производства (рост тарифов, зарплаты, укрепление внутренней валюты) не мешают таким странам, как Южная Корея или Китай, расширять производство с одновременным повышением его себестоимости. По его мнению, компании смогли бы и сами справиться с трудными временами, если бы знали государственные приоритеты в промышленной политике. "Посмотрите, даже в тех отраслях, где идет спад, всегда есть активно растущие компании-лидеры", - говорит он. Бычков приводит в пример автомобильную промышленность и ЛПК, где отсутствие внятной стратегии мешает развитию. "Если решили собирать иностранные автомобили - нужно одно, если поднимать наши заводы - другое", - говорит он.
   В ЛПК долгие разговоры о повышении экспортных пошлин на круглый лес и снижение пошлин на ввозимое для предприятий оборудование так и остались разговорами. Между тем, говорит Бычков, у правительства есть все рычаги для влияния на принятие бизнесом решений. "Бизнес готов и ждет от правительства внятного ответа", - говорит Бычков.