Компания «ТРИОЛИТ Executive Search» провела качественное исследование «Особенности взаимодействия HR-директоров с провайдерами по поиску управленцев». В нем приняли участие 29 директоров по персоналу, которые в основном представляют российские компании с оборотом не менее 80 миллионов долларов в год. Методом исследования был выбран опрос респондентов.
Поиск и подбор управленческих кадров – стратегическая задача директора по персоналу, представляющая собой отдельную функцию, требующая особых принципов бюджетирования, особых технологий работы по проектам. В соответствии со сложностью задачи необходим и особый подход к провайдерам этой услуги.
Если перед директорами по персоналу стоит задача подобрать топ-менеджера, то большинство (66%) станет решать задачу силами внутренней HR-службы или привлекут российскую компанию, специализирующуюся на поиске руководителей (59%). Как отметили 28% респондентов, при подборе топов они обратятся или в международную Executive Search компанию или в агентство, с которым постоянно сотрудничают. По мнению HR, не так важна специализация агентства, как важны доверительные отношения, сложившиеся с провайдером. Сотрудничать с российской компанией по подбору персонала готовы 13% директоров по персоналу, а с международным рекрутинговым агентством - 7%.
Исходя из данных исследования отмечено, что 93% респондентов обратятся к услугам провайдеров для поиска топ-менеджеров, 86% - для поиска руководители узкой специализации (редко встречающихся), и 59% - для поиска руководителей региональных офисов, подразделений.
Среди основных причин неэффективности взаимодействия с провайдерами при поиске и подборе руководителей были отмечены следующие: слабые коммуникации между провайдером и компанией (66%); низкая квалификация консультантов, ведущих проекты поиска и подбора (48%); слишком длительные сроки поиска (45%); непонимание специфики компании (41%); непонимание со стороны работодателя ситуации на рынке труда, склонность к оптимизации затрат по подбираемый персонал (41%).
Как отмечают 72% респондентов, в их практике взаимодействия с кадровым агентством существуют примеры, когда на поиск и подбор руководителей было потрачено много ресурсов (денег, времени, сил и т.д.), но ожидаемый результат так и не был достигнут. Среди причин отсутствия результата директора по персоналу называют завышенные требования к кандидатам (66%); ограниченный круг предложенных специалистов (66%); непонимание исполнителем специфики задачи, непрофессионализм консультанта, желание быстрее завершить проект (41%); а также отсутствие формализованной стратегии развития компании (14%),
По мнению Светланы Герасимовой, управляющего партнера компании «ТРИОЛИТ Executive Search», «чтобы взаимоотношения между провайдером и директором по персоналу были максимально эффективными, последним необходимо оценить необходимость привлечения рекрутинговой компании. При детальной оценке вполне можно прийти к выводу, что услуги провайдера «избыточны» для решения данной задачи. Ну а если провайдер действительно необходим, в этом случае HR при взаимодействии с рекрутинговой компанией следует расценивать вложения в персонал не как затраты, а как инвестиции в развитие кадров. Обращение к непрофильным или неподходящим для решения задачи агентствам, некорректная постановка задачи на поиск, ошибки при оценке и при адаптации кандидата – дополнение к перечню препятствий, встающих на пути эффективного взаимодействия HR и рекрутинговой компании».